Социум

Как обстоят дела с захоронением домашних животных в Костанае

Этот вопрос для горожан весьма актуален. Выбор есть, но в одном случае это стоит денег, а в другом – времени.

По закону в Казахстане трупы животных нужно утилизировать в специальных местах. Это либо скотомогильники, либо услуги организаций по утилизации. Если брать опыт Казахстана, то он везде разный. В сельской местности последним пристанищем нередко становится ближайший овраг, а вот в больших городах уже появились крематории, в которых даже урну под прах питомца можно выбрать. Костанай находится где-то между.

Все больше горожан оставляют своих умерших кошек и собак в ветклиниках. Понятно, что за отдельную плату. Часто это сумма за килограмм веса животного. А кто-то по заведенной много лет назад традиции едет в поле и там хоронит домашнего любимца. Есть и те, кто отвозит труп на ветстанцию. Такая утилизация тоже бесплатна. Труп опустят в яму Беккари – скотомогильник – где он будет разлагаться естественным способом.

ЕСТЬ ВЫБОР

Еще этой весной руководитель городской ветстанции Амангельды Аубакиров на одном из аппаратных совещаний отметил, что городу нужен новый скотомогильник. Речь о так называемой яме Беккари или типовом скотомогильнике. Это специальное сооружение: яма глубиной 10 метров, выложенная изнутри бетоном, с тяжелой бетонной крышкой. В нее складывают трупы животных.

Еще два года назад ветеринары говорили, что существующий скотомогильник практически заполнен. Весной 2025-го специалисты вновь подняли вопрос поиска нового места для организации скотомогильника. Но процесс пока не запущен.

На недавнем заседании экосовета при партии Amanat руководитель отдела биологической безопасности областного управления ветеринарии Талгат Шамшадин пояснил, что в данное время объект готовят к консервации. С весны в яму не кладут тела крупных животных. Их сжигают в находящемся здесь же инсинераторе. В яму помещают лишь тела собак или кошек.

– Сам скотомогильник заполнен примерно на 80%. Сейчас запускаем его примерно раз в месяц. Летом чаще, зимой чуть реже, – отметил руководитель городской ветеренарной станции Амангельды Аубакиров.

ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ

Чтобы правильно понимать ситуацию, стоит знать, что в Костанайской области всего четыре типовых скотомогильника, один из которых расположен в Костанае. Есть и так называемые примитивные скотомогильники – их 122. Они представляют собой земляные ямы. В последние годы их частично оборудовали крышками из бетона или металла. В старые скотомогильники животных сбрасывают, порой даже не присыпая землей.

В 2024 году в Костанайской области разработали три проекта по строительству типовых скотомогильников в Карабалыке, Карасу и Житикаре. Стоимость каждого в районе 45-50 млн тенге. Однако до сих пор ни один из объектов не был построен. В Карасу, по данным управления ветеринарии, подрядчик не справился с работой и районный акимат подал документы в суд на расторжение договора. Денег для Карабалыка и Житикары не выделили вовсе.

Тем не менее скотомогильники в регионе строят. Пока лишь примитивные, но стоят они в 20 раз дешевле, чем типовые – около двух млн тенге. Сегодня районы стараются обустроить их в соответствии с минимальными требованиями: 1000 метров от жилья, бетонная крышка, ограждение, замок. В 2024 году в районах за счет привлеченных средств возвели 16 скотомогильников. Затраты на себя взяли местные предприниматели и животноводы. Минсельхоз принял эти объекты, понимая, что в регионах нет средств на строительство такого количества типовых скотомогильников. Только 16 прошлогодних примитивных скотомогильников в ценах типовых обошлись бы примерно в 800 млн тенге. Для малых сел, а также ряда районов такие затраты нецелесообразны. Сегодня в министерстве как раз рассматривают возможность дифференциации требований, исходя из загруженности.

В этом году по плану должны были построить еще 75 примитивных скотомогильников – по пять в каждом районе. На строительство одного нужно около 2-3 млн тенге. Но справляются с задачей далеко не все. Лишь в Житикаринском районе нашли решение, выделив средства из бюджета.

– У нас по Житикаринскому району уменьшилось колличество заболеваний бруцеллезом у сельскохозяйственных животных. Например, раньше, если плод у животного абортировался, его люди выкидывали, скажем, за сарай. Собаки могли по селу растаскать. Это риски. Теперь ветеринар вывозит все это на скотомогильник. Для санитарно-эпидемиологического благополучия такие объекты очень важны, – отметил руководитель отдела биологической безопасности облуправления ветеринарии Талгат Шамшадин.

Длительное решение вопроса строительства скотомогильников на местах и стало одной из причин, по которой городская ветстанция заранее поднимает вопрос нового места утилизации трупов животных.

ПОСРЕДНИКИ

В Костанае практика утилизации домашних питомцев в клиниках и прочих организациях, в том числе приютах разная. Заместитель председателя ОО «Надежда Плюс Kst» Ольга Соловьева рассказала, что они сотрудничают с ветстанцией. Однако она уверена, что городу нужен свой крематорий для животных.

Это значительно улучшит санитарно-эпидемиологическую обстановку в самом городе и его окрестностях. Но пока разрешения от экологов на установку и запуск такого оборудования получить не удалось. Зооволонтерам выдвигают весьма высокие требования для подобных объектов. Таких средств у активистов нет.

Владелец ветклиники «Догма» Максим Падерин рассказал, что они сотрудничают с организацией, которая специализируется на сжигании биологических отходов.

– Это не совсем кремация, но для нас единственный законный способ утилизации. Крематория у нас нет, а хоронить в земле нельзя. Мы предупреждаем клиентов об особенностях такой утилизации. В Костанае стоимость таких услуг, учитывая специфику процесса, ниже, чем могла бы быть, – отметил Максим Падерин.

С городской ветстанцией частная клиника связывается лишь в случаях, когда у животного подозревают бешенство или другую особо опасную болезнь. Было отмечено, что с ветстанцией не всегда удобно работать, потому что ветклиники порой не могут самостоятельно вывезти трупы животных или хранить их у себя в течение какого-то времени. С частными организациями эти вопросы решаются довольно быстро.

Ветеринары и зооактивисты говорят, что в Алматы и Астане уже есть крематории для животных. Причем можно организовать не только индивидуальную кремацию, но и выбрать урну для праха питомца – из дерева или керамики. Правда, цена у подобных услуг соответствующая.

ИЗМЕНЕНИЯ

Скорректировать ситуацию могли бы изменения требований к обустройству скотомогильников. Но о таких переменах говорят, имея в виду села. Для Костаная примитивный скотомогильник – не выход.

Такие объекты в целом чаще рассматривают как место для утилизации сельхозживотных: коров, овец, лошадей. Собак и кошек не всегда довозят до этих мест. Появление крематория в областном центре могло бы заметно изменить ситуацию в сфере эпизоотического благополучия, существенно снизив риски распространения заболеваний при гибели даже бездомных животных.

Однако из областного бюджета деньги на покупку новых инсинераторов – те же крематории, только немного иного формата работы – выделять тоже не спешат. В регионе таких сегодня 26 штук. Большая часть передвижная – на базе автомобилей. Покупали их еще 12-13 лет назад за счет средств министерства сельского хозяйства.

В текущем году облуправление ветеринарии просило деньги на покупку еще четырех машин, для того чтобы распределить их среди регионов. Но заявку не поддержали. Не получили положительного ответа и из Минсельхоза на аналогичную просьбу в выделении финансирования.

Вполне вероятно, что в условиях дефицита бюджета Костанаю придется решать вопрос с утилизацией трупов животных самостоятельно. Пока, правда, движений в этом направлении не наблюдается. В областном центре нет государственного пункта временного содержания для бездомных животных, а ветстанции не выделили пока землю под новый скотомогильник.

Татьяна ШЕСТАКОВА, фото из архива «НК»


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77