Костанай и костанайцы Образование

Как подготовить ребенка к первому классу?

Этот вопрос корреспонденты «НК» задали учителю начального звена и детскому психологу

Уже на следующей неделе, 1 августа, в Костанайской области завершится прием заявлений на зачисление в первые классы. По состоянию на 21 июля в школы принято 9233 ребенка, или 84% от планируемых 10 990. В прошлом году детей, кстати, было больше – 12783 человека. Но сейчас родителей больше беспокоит не то, сколько у ребенка одноклассников, а то, как он вольется в коллектив, будет ли ему комфортно.

На это и другое отвечают специалисты.

ДЕТСКИЙ ПСИХОЛОГ АСЕЛЬ МОЯК

– Как объяснить ребенку, что на него теперь ложится ответственность длиною в 11 лет? Как привить привычку выполнять домашнее задание?

– У шести-семилетнего ребенка недостаточно еще сформированы структуры, которые отвечают за планирование, и ему тяжело представить, что такое 11 лет впереди. Поэтому если он сам не задает такой вопрос, по моему мнению, не стоит его вообще поднимать в таком понимании. Это только взрослый может понять, что школа – долгий процесс, и это время может повлиять на дальнейшую жизнь. Ребенок этого не представляет, такая информация будет лишней для него.

Что касается домашнего задания, залог любой привычки – это повторение, вы должны внести в график ребенка режимный момент. То есть в одно и то же время, после какого-то действия и перед началом другого – домашнее задание. Допустим, пришел из школы, поел, отдохнул – пришло время домашнего задания, после него будет кружок. Первоклассник должен понимать, что время у него ограниченное, выполнил – пошел дальше.

– Как помочь наладить контакт с новым окружением? Побороть тоску по родителю?

– Навык общения формируется у детей после трех лет, и если родители способствуют тому, чтобы ребенок учился взаимодействовать с другими – знакомился, учился представляться, узнавать имя другого, переспрашивать, если не услышал или забыл, извиняться за это. Это стандартная процедура, которая проходит в детском саду.

Если ребенок застенчивый, родители это видят сразу, нужно обращать на этот момент внимание и прорабатывать.

Тоска по родителю в семь лет у большинства детей отсутствует. Есть те, кто скучает, то это, скорее всего, дети, которые не ходили в сад и школу – это первый опыт расставания с мамой и папой. Этот вопрос касается уже индивидуальной консультации с психологом.

– Как сделать так, чтобы ребенок не поддавался влиянию одноклассников, не учился плохому, или это невозможно?

– Ребенок, попадая в коллектив, в любом случае будет поддаваться влиянию. Если до семи лет вы не установили доверительные отношения, первоклассник, уходя в школу, просто не будет рассказывать, с кем он общается, почему он так себя повел или как-то не так выражается. Как этого избежать? Рассказывать о себе, говорить, как положено себя вести, говорить: мама с папой так не делают, и мы не хотим, чтобы ты поступал таким образом в нашей семье. Как ребенок будет вести себя за стенами дома, вы не проконтролируете, остается надеяться, что он станет придерживаться семейного правила.

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КСЕНИЯ ШУБИНА

– Сейчас в первые классы положено принимать с шести лет. Как понять, готов ли мой ребенок к школе?

– На первый план выходит усидчивость. Не все дети в шесть, а то и в семь лет могут сидеть на одном месте 40 минут, и так 5-6 раз подряд.
Во-вторых, восприятие информации. Можно попробовать объяснить что-то и потом попросить пересказать. Здесь важно понять то, насколько хорошо и правильно он выделил нужную информацию и весь смысл.

В-третьих, можно спросить у самого ребенка, хочет он в школу или нет. Потому что его мнение тоже нужно учитывать. Если вы видите стремление к познанию нового, если он проявляет интерес и задаёт много вопросов, не думая, нужно идти учиться. Но бывает так, что в шесть лет ваше чадо обожает игрушки и его не интересует учеба. В таком случае лучше подождать. Потому что в первом классе он будет плохо адаптироваться, не понимать, что от него хотят, и, самое важное, он может уйти в себя.

– Как привить усидчивость и концентрацию внимания первокласснику? И какие навыки стоит развивать?

– Для усидчивости можно давать ребенку работать с пластилином, раскрасками, пазлами. Можно попробовать выполнять бытовые вещи: попросить отделить гречку или рисинки хорошие от плохих; распределить по цветам или размеру шарики. У меня хорошо работала такая идея: как-то я открыла все фломастеры и попросила ребенка подобрать правильный колпачок к каждому. Он так увлекся, что я не слышала его три минуты точно. Очень хорошо помогает вырезание – новый инструмент и навык полезный: развивает усидчивость (но сначала важно научить правильно держать ножницы и передавать их другому).

Можно дать картинки, чтобы ребенок их обводил, это интересно и увлекательно. Выходит, будто он сам нарисовал рисунок и при этом внимательно шёл по каждой линии. Им такое нравится, но не всем. Важно учитывать возрастные особенности и интересы своего будущего школьника.

– Ребенок не хочет идти в первый класс. Хотя в садик ходит с удовольствием. Что делать?

– А почему? Задавали ли этот вопрос лично ему? Тут интересная связь между садиком и школой. Если ребенок ходит в сад, то, наверняка, слышал такие фразы: «Пойдете в школу, с вами никто не будет нянчиться, уговаривать», «В школе будет намного труднее». Мне кажется, и у взрослого будет отбито желание начинать учиться. Первоклассник начнет думать, что только в саду самая добрая атмосфера, а в школе – все злые. Это только одна из причин.

В саду он может поиграть, посмотреть мультики, передвигаться в любой момент, куда ему захочется. Но многие знают, что в школе этого не позволяют: надо сидеть на уроках, играть нельзя, баловаться тоже. Им сложно будет переходить этот мостик.

Когда мама говорит: в школе надо будет делать все самому или меня рядом не будет, конечно, это будет превращаться в страх, что он останется без помощи.

К тому же в саду все уже привыкли друг к другу, и вдруг детей отделяют по разным школам и даже городам. Нужно будет знакомиться и привыкать заново.

Что же делать? Стараться вести беседы и не пугать переменами. Наоборот, говорить, что тебя ждут новые друзья, с которыми ты будешь общаться долго, мотивировать школьными принадлежностями, красивым рюкзаком с любимым героем, яркими карандашами, ручками и так далее. Или же вообще не говорить об этом, придёт время, и он сам проявит интерес к новому.

– Ребёнок не ходил в сад. На следующий год – школа. Как помочь адаптироваться?

– Я сама не ходила в сад и была самая социальная девочка во дворе, всегда приветливая и улыбчивая. Это никак не повлияло на мою социализацию.
Если же ребёнок сам по себе закрытый и необщительный, то сейчас есть различные курсы по подготовке к школе. Большой плюс в том, что занятия похожи именно на школьные, где надо несколько часов работать. Во-первых, это позволяет стать более самостоятельным, а во-вторых, курсы вырабатывают навыки для усвоения материала. Или же игротеки, на которых он не только общается с другими детьми, но и развивается умственно. Различные секции тоже помогут социализироваться, научат коммуницировать с другими, плюс это дисциплина. Все это в совокупности поможет адаптироваться.

– Нужно ли первоклассника заранее знакомить с учителем и одноклассниками?

– 1 сентября – тот день, когда нужно познакомиться сразу со всеми. Поэтому, думаю, что заранее ничего делать не стоит. Пусть ребенок насладится последними летними днями.

– Желательно ли родителям подписываться на социальные сети их учителей?

– Однозначно, нет! Зачем вторгаться в личную жизнь учителя? Разве что он ведёт полезный контент именно для родителей. В таком случае по желанию. Не считаю нужным следить за частной жизнью преподавателей.

– Обязан ли первоклассник уметь считать, читать и писать?

– Ребёнок должен знать информацию о себе, как зовут родителей, где он живет, а также базовые темы: дикие и домашние животные, цвета, названия фигур, времена года, профессии, названия птиц, насекомых, деревьев и другое. Остальному научат.

Новая программа предполагает знание алфавита, счета, написание цифр и букв. Что касается букв и счета – да, знать должен. Это элементарные вещи, которые начинают изучать чуть ли не с трех лет. Первые полгода школьники учатся писать, читать, учат состав числа. Тем детям, которые уже все знают, будет неинтересно. База должна быть, но делать из ребенка вундеркинда перед первым классом не стоит.

Полина ШКАРУБО,
фото предоставлено
Ксенией ШУБИНОЙ


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77