В ритме города Костанай и костанайцы

Как привлечь в Костанай больше звезд, какие тенденции есть в общепите и что такое тихое добро?

Об этом «НК» побеседовала с опытным ресторатором и организатором концертов Дианой Игнатьевой

О РАЗВИТИИ КАФЕ И РЕСТОРАНОВ

– Как начался ваш профессиональный путь?

– Я пришла работать в общепит в 16 лет официантом. Меня тогда просили подкрашиваться, чтобы я выглядела взрослее. Первое место работы – «BeerHouse». В 2008 году это было одно из самых крутых заведений в городе. За первым столиком, который я обслуживала, сидел Сабырхан Ибраев, на тот момент капитан ФК «Тобол», и давал интервью журналисту. Я как сейчас помню их заказ: два мороженых и сок. Общая сумма – 990 тенге. Он оставил мне пять тысяч чаевых.

Затем я стала барменом и администратором. Хотя убеждена, что в этой сфере нет должности. Мы универсальные люди, которые могут все. Заведение – это твой дом, здесь наводишь чистоту и порядок, готовишь и принимаешь гостей. Какую бы должность не занимал, если кто-то отсутствует на работе, ты становишься на его место. Вплоть до того, что на банкетах повара выходят и помогают официантам обслужить гостей.

– Изменилась ли с того времени культура обслуживания?

– Раньше она была намного лучше. Официантов больше ценили. Сейчас я смотрю на своих работников, мне их жалко. Гости невоспитанны ни в культуре пития, ни в общении. Они считают себя царями, султанами Сулейманами. Свое поведение объясняют коронной фразой: «Я же заплатил!» Кстати, официант может перевоспитать гостя.

– Как это?

– Все завязано на психологии. Бывают разные люди, в том числе, которые обращаются: «Эй, ты! Быстрее! Неси!» Работник не может нахамить в ответ, нужно в противовес продемонстрировать хорошие манеры. В такие моменты стоит обращаться к гостю и другим официантам на вы, называть по имени и отчеству. Человек все видит, слышит и начинает понимать, что где-то он был не прав.

– Как вы в целом оцениваете уровень наших кафе и ресторанов?

– На одном мастермайнде в Астане я познакомилась с Беком Нарзи, который открывал многие рестораны в Лондоне. Он входит в десятку влиятельных людей в барной индустрии мира. Тогда Бек рассказал, что Казахстан в целом отстает в сфере общепита от европейских заведений. Нашим рестораторам хочется все и сразу. Если в том же Лондоне открывают морской ресторан, то там не будет места даже пасте с морепродуктами. Ведь это отход от концепта заведения. В Казахстане же стараются уместить в одно заведение и кальян, и суши, и пиццу, чтобы охватить все! Тот же салат «Цезарь» есть в каждом заведении.

– Очень часто костанайцы жалуются, что у нас некуда сводить гостей-иностранцев, чтобы угостить национальной кухней. Что скажете?

– Я не соглашусь. Такие заведения имеются и хорошо развиваются. Позиции по национальным казахским блюдам можно найти в «Муслиме», «Тандыре», «Моей узбечке». Действительно, сейчас идет тенденция смешения разных восточных кухонь в одном заведении. Но при желании гость может выбрать, что ему ближе.

Когда-то «BeerHouse» был второй семьей Дианы

– У вас есть опыт проведения больших банкетов для чиновников, в том числе и для Нурсултана Назарбаева. Расскажите, как к ним готовятся?

– На обслуживание таких мероприятий разыгрываются тендеры. Когда наше заведение их выигрывало, то мы организовывали фуршеты в филармонии. Официантами на подобных мероприятиях работают парни. Чтобы обслуживать гостей такого уровня, на каждого официанта создается анкета, полностью проверяется информация о нем, обязательна медкнижка, сейчас – ПЦР-тесты.

– Вы были управляющей многих заведений города, некоторые точки открывали. Не появилось желание создать свое дело?

– У меня есть проект, который я разрабатывала и просчитывала годами. Хочу открыть развлекательный центр для молодежи. Ведь у нас очень мало подобных заведений именно для подростков. Я говорю об этом как мама. Детям просто некуда ходить: кино, термапарк, и все на этом. Я обязательно воплощу свою идею. Надеюсь, найдутся люди, которые поддержат меня финансово.

ОТ NILЕTTO ДО «ДОС-МУКАСАН»

– А как пришли к организации концертов известных артистов?

– Такие мероприятия я начала еще в Dionis. Мой самый масштабный первый опыт – благотворительный утренник в 2019 году. Я готовилась к нему полгода. Мы устроили новогодний праздник для 350 деток с особыми потребностями со всей Костанайской области.

Но основательно стала заниматься этим после пандемии. Я не являюсь основным организатором, то есть не нанимаю звезду напрямую. Я посредник. Главные организаторы продумывают тур и везут транзитом через разные города. На местах находят себе помощников, чтобы не приезжать самому.

Здесь Диане 16 лет. Это фото висело на доске почета в «BeerHouse»

В мои обязанности входит реклама, подготовка площадки, продажа билетов.

– С какими знаменитостями вы работали?

– Все началось с Ганвеста, затем был Ramil›, Radio Tapok. Кстати, для Radio Tapok я организовывала концерт дважды. Это очень круто, показатель профессионализма. Из последних: «Однажды в России», Niletto, Денис Дорохов, «Дос-Мукасан».

– Каково это было прикоснуться к легенде, «казахским Битлз»?

– Это невероятно. Они 55 лет на сцене! Просто в голове не укладывается, что ты общаешься с людьми, которые объехали весь мир… Я так рада, что именно мне выпала возможность организовать их концерт в Костанае. Потом они сказали много теплых слов, запомнила их фразу: «Так легко нам давно не было». А вот к акимату «Дос-Мукасан» обратились с критикой. Народных артистов даже не встретили, не оказали никакого внимания и уважения.

– У каждого артиста есть райдер (перечень условий к организаторам, – прим. ред.). Расскажите, включают ли они необычные или даже странные пункты?

– Артисты всегда пишут какие-нибудь интересные моменты, чтобы проверить, читают ли его организаторы. Так, среди требований группы Radio Tapok были мандарины. Когда они их увидели, то удивились. Оказалось, я была чуть ли не единственным организатором, кто предоставил их (улыбается). Касательно бытового райдера, обычно просят салфетки определенной марки, какие-нибудь фрукты, бутерброды. А вот со звуковым списком сложнее…

– Правда, что приезжим артистам не подходит наша аппаратура, даже из филармонии?

– Да. Все артисты приезжают со своей. На всех праздниках, в местных ДК, филармонии у нас работает звуковиком Серафимыч (Юрий Серафимович Скоробогатый, – прим. ред.). И на все мероприятия, насколько я знаю, он приходит со своей аппаратурой!

– А есть ли у нас достойная площадка для встречи больших звезд и проведения крутых ивентов?

– Честно, нет. У тех же звезд высокого уровня минимальное требование к вместимости зала – 2000-3000 тысячи человек. У нас же самая большая сцена – «Жастар сарайы», где около тысячи посадочных мест. А везти артистов от себя – большие убытки.

Я очень уважаю Allur и «Олжа Агро» за организацию «Kostanay Music Fest». Это такое крутое событие для нашего города. Собрать девять тысяч зрителей, столько крутых звезд – это большой труд.

МОЛЧА И НЕ АФИШИРУЯ

– Вы уже говорили об утреннике. С него началась ваша благотворительная деятельность?

– Нет, я занималась этим и раньше. У нас в 2017 году появилась беседа в WhatsApp «Добрые дела». Сейчас в этом чате уже 60 человек! Все начиналось с поздравлений на Новый год. Мы сами переодевались в зимних волшебников, делили адреса, поздравляли, вручали подарки. Помогали детскому дому, развозили продуктовые корзины, сотрудничали с участковыми и инспекторами по делам несовершеннолетних, оказывали адресную помощь. Это нас затянуло, и мы продолжали тихо делать добро. Именно в этой группе родилась идея организовать благотворительный утренник.

Я дружу с директором «Жанұи». Мы не раз помогали деткам собраться на школьный выпускной, чтобы этот вечер запомнился на всю жизнь, пристраивали деток на обучающие курсы парикмахеров, визажистов.

Поддерживаем «досовцев». Когда потерялась пятилетняя Мадина из поселка Жамбыл, мы выезжали и кормили волонтеров.

– Вы говорили, что помогаете избирательно. Кого поддерживаете?

– Тех, кто верит, что сможет изменить жизнь к лучшему. Кто не злоупотребляет алкоголем и прочими веществами. Кто готов трудиться и ищет работу. Бывает такое, что отдаешь людям вещи. А они начинают выбирать из этого. Хотя мы привозим новые, с этикетками. Какой же контраст, когда передаешь вещи в район. Люди рады там любой помощи! Они не работают не потому, что не хотят, а потому что просто некуда устроиться! Вот и вся разница.

О ЛИЧНОМ

– Кто для вас является опорой?

– Моя семья. Я всегда была очень привязана к ней. Даже будучи молодой, когда ребята ездили на заработки в Сочи, оставалась дома.
В какой-то момент мне предлагали возглавить одно заведение в Астане, но мне очень не хотелось покидать Костанай, моих родных. Осталась тут.
Меня воспитывала мама. Она всю жизнь работала на кондитерской фабрике «Баян Сулу». Ее стаж около 37 лет. Мне всегда было интересно, чем она занимается. Я даже сама устроилась туда автоматчицей на два месяца в период карантина. Так круто быть частью большого механизма. Честно говоря, мне иногда кажется, что мне нужно было родиться в другой эпохе. Раньше все хотели трудиться на общее благо, а сейчас – на свое.

– Звездой вашей странички в Инстаграм является дочка. Расскажите о ней.

– Она героиня всех моих проектов (улыбается)! Арине 11 лет, она занимается вокалом в здании бывшего Дома дружбы, где в свое время я много лет танцевала в «Зорях». Там до сих пор висит моя фотография на Доске почета. Дочь очень гордится, она общительная и творческая.

– Если Арина пойдет в сферу общепита, будете против?

– Наверное, буду (смеется). Я ее приучаю делать что-то своими руками. Недавно она заинтересовалась аквагримом. Постепенно приучаю ее, что важно зарабатывать самой.

ДОСЬЕ

Диана Игнатьева родилась 30 апреля 1991 года в Кустанае. Училась в Костанайском политехническом колледже по специальности «технолог мукомольного и зернового производства». На данный момент получает высшее образование психолога-терапевта в Троицке.

Общий стаж работы в общепите более 15 лет. Профессиональный путь начала в качестве официанта, бармена в «BeerHouse». Затем работала в одной из первых кофеен «Манго», ресторане «Бамбук», администратором в гостиничном комплексе «Дәмді», Dala Hall и шесть лет в развлекательном комплексе Dionis. Открывала две точки «Мясоеда», «Фортепиано» в Житикаре. Сейчас работает управляющей «Муслимы».
Воспитывает дочь.

Екатерина БАЙНЯШЕВА,
фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77