«НК» ранее писал, что в этом году было выделено 2 млрд тенге на капитальный ремонт освещения на 31 улице города. Срок, который давал аким на завершение всех работ, – до 1 декабря. Он близится…
Сэкономили – увеличили
Напомним, на каких улицах и участках дорог в этом году уже появились или появятся новые опоры и фонари: Промышленной, Воинов-Интернационалистов, Гашека, Фролова, Гоголя, Бородина, Дзержинского, Баймагамбетова, Толстого, Назарбаева, Мауленова, Тәуелсіздік, Победы, Дулатова, Каирбекова, Карбышева, Дощанова, Уральской, Касымханова, Амангельды, Пушкина, Абая, Хакимжановой, Алтынсарина, Мухамеджанова, Аль-Фараби, Беды, Чернышевского, а также на трассе Тобыл-Костанай, в Центральном сквере и площадке перед аэропортом.
Но, как выяснилось, к указанному 31 объекту добавилось еще порядка тринадцати. За счет экономии средств список ремонтируемых улиц и участков увеличили. Руководитель отдела ЖКХ Денис Петрухно, отвечая на вопросы «НК», сказал, что ремонт еще затронет ул. Быковского, Волынова, Ворошилова, Гагарина, Доненбаевой, Дружбы, Железнодорожную, Киевскую, Лермонтова, Майлина, Набережную, Чехова, а также площадь и парковку около областного акимата.
По состоянию на 20 ноября, сообщил Петрухно, находятся в работе, то есть не освещены, порядка 10 улиц: Касымханова, Киевская, Каирбекова частично, Быковского, Майлина, Алтынсарина, Хакимжановой…
Про последнюю улицу мы спросили отдельно на аппаратном совещании у акима города Марата Жундубаева. Именно на нее «НК» чаще всего получает жалобы. В сентябре подрядчики обещали, что «расправятся» с улицей до 15 октября. Но еще в субботу, 18 ноября, освещения там не было, мы специально там побывали.
На прошлом совещании, то есть более недели назад, Жундубаев дал поручение до 20 ноября закрыть вопрос. Но его не исполнили.
Климентий Охлупин, представитель генерального подрядчика ТОО «Project Stroy Innovation», который занимается освещением, уточнил, что Хакимжанова сегодня освещена от Садовой до Баймагамбетова, в остальной части, до Каирбекова, были проблемы.
– Вы мне точно скажите, когда там появится освещение? – задал вопрос Марат Жундубаев.
– Я думаю, что до 30 ноября мы все сделаем, – обещал Охлупин.
– Все, вы 30 число назвали при журналистах. Давайте так, до 1 декабря вы работы должны закончить. Понимаю, есть сложности, но у вас сроки. Вы сами под них сейчас подписались, – заключил аким Костаная.
Какие сложности?
Подробнее о том, как проходят работы, «НК» рассказал Климентий Охлупин. Да, жалобы людей на темные улицы обоснованы, но и подрядчиков надо понять. Задержки происходят по причинам, от них независящим.
– По Хакимжановой долго занимались бурением. Везде же парковки, машины стоят. Приходилось вызывать «102», чтобы нам освободили место. Покидать эту точку нельзя, пока все не сделаешь, – пояснил Климентий Охлупин. – Что еще касается таких моментов, так у нас долго проходят согласования, чтобы при работах не нарваться на газ, воду, связь, электричество и ничего не повредить. Город маленький, коммуникаций много, в том числе частных. На каждую улицу уходило от недели до трех. Сейчас у нас частично выставлены опоры. Вообще в планах ул. Хакимжановой на этой неделе уже завершить, но мы взяли себе запас до 30 ноября. У нас в принципе уже все готово. Идет настройка системы, наладка, потом будем запускать и показывать, как управлять освещением.
За счет чего получилось сэкономить деньги и направить их на другие улицы? Охлупин рассказал, что когда средства закладывали, где-то больше протяженность указали, где-то вышло другое количество столбов. Это делалось не специально, просто на практике расчеты местами дали погрешность. К счастью, в сторону уменьшения.
– На той же ул. Хакимжановой планировалось с двух сторон опоры установить. Но получилось с одной, потому что с другой, как оказалось, проходит линия 10 кВ. Никто не увидел этого сразу. Поэтому мы поставили двойные фонари, чтобы было светлее, – объяснил подрядчик. – В некоторых местах опоры вообще не поменяли, оставили старые, например, на ул. Победы. Там идет совместный подвес освещения и сетей «ЭПК-форфайт», которые подают питание в дома. Их убирать некуда, а ставить рядом еще один новый столб смысла нет, поэтому пришли к выводу, что лучше заменить только светильники.
К слову о новых столбах. Не так давно в социальных сетях завирусилась фотография «уставшего» столба на ул. Майлина. Он погнулся и склонился в сторону асфальта. Не выдержал этой жизни или ему кто-то помог сменить положение? Костанайцы начали высказывать недовольства, мол, непрочные эти опоры, а железобетонные стояли бы еще век. Напомним, что замена идет во имя безопасности и ГОСТов.
– Тут была такая ситуация: у нас на опорах везде висят сети провайдеров, то есть интернет. На Майлина работал наш субподрядчик и по указанию акимата начал скидывать все провода. Когда новые опоры поставили, провайдеры сами стали без согласования подвешиваться на новые. Сделали это низко, натянули слабо, в этот момент по дороге проезжала машина, зацепила провод и потянула. Так опора и погнулась. Это не потому, что ветер подул. Столбы прочные, свою работу они выполняют – держат фонари и провода, но на большую нагрузку они не рассчитаны, – отметил Климентий Охлупин.
Инновации
Помнится, акиму докладывали о возможности регулировки времени включения и отключения уличного освещения. Как это реализовывается?
Климентий Охлупин показал «НК» специальное приложение, где есть списки всех отремонтированных в этом году улиц, подключенных к новой системе управления. Доступ к ней есть у подрядчика и специалиста отдела ЖКХ, отвечающего за освещение. Но вносить какие-либо правки с телефона нельзя, это делает только программист с компьютера.
– В приложении указаны все наши подстанции и улицы, на каждой светильники разбиты на группы, ими можно управлять отдельно, то есть имеется функция пофазного управления. Всего у нас тут 46 улиц. Здесь можно запустить фонари, произвести диммирование, то есть регулировать уровень яркости, – продемонстрировал подрядчик. – Сейчас освещение включаем с заходом солнца, ежедневно прибавляем по минуте, в графике это все уже отражено, отключаем в 9:00. Поменять время можно без проблем.
Критика и предложения
Подрядчики с гордостью рассказывали, что новые светильники с функцией диммирования позволят экономить электроэнергию и таким образом беречь бюджетные средства. Аким Костаная подчеркивал, что глубокой ночью, когда машин нет, можно убавлять яркость аж на 50%. При этом сами лампы мощностью 200 ватт могут служить до 5 лет, а за счет диммирования сроки еще увеличатся.
– Мы уже не первый раз работаем с этими светильниками, поэтому не сомневаемся, но даже если что-то перегорит, есть гарантийные обязательства. Качество заметно, видно, что они яркие, угол рассеивания у них хороший. На улицах стало светло, – считает Климентий Охлупин.
При этом с критикой на выбор светильников обрушился наш читатель Тартип Ханов. Мужчина работал в компании Ledel в Татарстане, которая занимается изготовлением электротехнических изделий и производит светотехнические расчеты. Исходя из своего опыта, Тартип считает, что нынешний подрядчик предлагает не лучший вариант освещения. В частности, указывает, что лампами в 200 ватт в данном случае пытаются компенсировать слабый световой поток, а ведь можно использовать светильники меньшей мощности, но с другими характеристиками, которые как раз дадут желаемый эффект. Мужчина высказался против и функции диммирования.
– Она нужна, когда есть другой источник света и мощность лампы надо убавить, а не оставлять улицу ночью почти неосвещенной, – рассказывал «НК» Тартип Ханов.
Он предложил акимату Костаная свою помощь и считает, что лампы меньшей мощности, 75 ватт, но качественные, прослужат дольше и в итоге сэкономят больше, хоть и стоят дороже.
– Я договорился с заводом Ledel, они готовы принять и подрядчика, и заказчика, чтобы показать, как должны работать уличные фонари. Эту идею одобрил руководитель отдела ЖКХ Денис Петрухно, он хотел отправить двух своих специалистов и представителя подрядчика на завод, – сообщил «НК» Тартип Ханов. – Но когда мне пришло согласование, Петрухно сказал, что сейчас никого не отпустят из-за приемки дорог и прочего.
Возможно, это получится сделать в декабре или январе. Я рад, что Петрухно от меня не бегает, он готов сотрудничать. Подрядчики просят образец светильников, чтобы посмотреть, как они работают, но их надо изготавливать по индивидуальному заказу, исходя из расчетов. Петрухно сказал, что сейчас подрядчик не может приобрести их «на пробу», так как деньги по текущему договору почти освоены.
«НК» руководитель отдела ЖКХ тоже сказал, что к данной идее в целом относится положительно, но только считает, что завод сам должен предоставить свои фонари на тест-драйв.
– Пусть привезут светильники, мы установим их на нескольких улицах, чтобы сравнить. Но тут есть момент: каждый заинтересованный в своей продукции должен предоставить это бесплатно, – подчеркнул Денис Петрухно.
Тартип Ханов хотел поторопить наших чиновников с поездкой на завод, чтобы те учли новый опыт и на его основе составили документацию для тендера на следующий год. Хочет предложить и свою помощь, и знания. Получится ли?
Татьяна ФАЙЛЬ,
фото автора
и Ларисы БОЖКО
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77