С начала года услугой льготного кредитования под 9%, которое предоставляет МФО «Атамекен Костанай», воспользовались 20 предпринимателей по области, оформив 24 займа на сумму 162,5 миллионов. Из них 4 займа на сумму 34,8 миллионов тенге получили предприниматели из Костаная.
ПО ОБНОВЛЕННОЙ СИСТЕМЕ
Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен» – это некоммерческая организация, союз субъектов предпринимательства, который представляет интересы малого, среднего и крупного бизнеса. Здесь организовывается как денежная поддержка, так и консультативная.
Непосредственно за финансовое обеспечение бизнеса отвечает МФО «Атамекен».
Микрофинансовая организация «Атамекен Костанай» функционирует с 2016 года. Компания предоставляет для микро- и малого бизнеса займы, максимальная сумма которых может достигать 15 млн тенге. Конечная сумма зависит от цели, кредитной истории и платежеспособности заемщика.
Сегодня там выстроена четкая и удобная система для предпринимателей. Предоставляется полный спектр необходимых услуг. Палата предпринимателей готова бесплатно помочь с написанием бизнес-плана, налоговой отчетности.
– Все сотрудники работают на трех линиях. Центр обслуживания предпринимателей является первой, – объясняет пресс-секретарь Елена Кашарина. – Сюда обращаются все бизнесмены как за финансовой, так и за консультативной поддержкой.
Данная система была внедрена с 2023 года.
– Первая линия представлена менеджерами и консультантами в центрах обслуживания предпринимателей, в районах также есть филиалы, где работают наши сотрудники. После обращения мы производим прием заявлений. Наше обслуживание начинается с поиска памятки – более тысячи разных документов по различным вопросам бизнеса, – рассказывает начальник отдела развития малого предпринимательства Айгуль Есентемир. – Когда памятка найдена, передаем ее клиенту, обсуждаем интересующий его вопрос и даем разъяснения. В систему заложен и такой вариант, когда памятка не находится. Тогда работник заполняет карточку инцидента, после чего она передается на вторую линию.
На второй линии работают отраслевые эксперты, начальники отделов, которые рассматривают карточки инцидентов, впоследствии они регистрируются в канцелярии, проверяются на полноту информации, готовится план реализации, и непосредственно назначенный специалист приступает к его выполнению.
Костанайская область единственная работает по такой системе.
– У нас уже есть четкий алгоритм действий. Что касается того, как мы отрабатываем карточки, специалисты обращаются в необходимые ведомства, направляют вопросы в госорганы, организовываются отраслевые советы, – продолжает начальник отдела. – Карточка инцидента рассматривается в течение пяти дней, а не 15, как это принято согласно закону. Если вопрос срочный и требует более быстрого ответа, мы стараемся получить нужную информацию в кратчайшие сроки.
В результате выходит новая памятка, но если вопрос имеет масштабный характер и может касаться изменений в самом законодательстве, составляется карточка административного барьера. В этом случае ее разработкой и формулировкой занимается проектная группа, которая работает на третьей линии.
Одно из главных преимуществ системы заключается в том, что если раньше эксперты делились непосредственно по специализациям, то сегодня благодаря умным памяткам каждый сотрудник вне зависимости от компетенции может оказать помощь клиенту, проконсультировать его и помочь сориентироваться по интересующему вопросу.
Как сообщила Айгуль Есентемир, за 2022 год они охватили порядка четырех тысяч клиентов. В 2023 году с внедрением системы число клиентов достигло 10 тысяч. На текущий момент в Палату предпринимателей обратились более 20 тысяч человек.
В этом году уже 20 предпринимателей воспользовались льготным кредитованием под 9%.
– В основном это бизнес, касающийся финансирования сельского хозяйства, торговли, приобретения необходимых средств, техники и прочее. Сейчас мы не затрагиваем финансирование по государственным программам, оно идет только через областной бюджет, – поясняет Кашарина.
По льготному кредитованию есть определенные критерии. Микрофинансовая организация, которая предоставляет заемные средства, должна получить гарантии их возвратности. Среди них можно выделить наличие залогового обеспечения, кредитной истории, доходности бизнеса, возможности дальнейших выплат.
Как отметили в МФО «Атамекен Костанай», с возвратностью средств проблем нет. Также у предпринимателей есть возможность повторного займа, при котором условия кредитования будут зависеть от платежеспособности.
НА УДОБНЫХ УСЛОВИЯХ
Серик Алимбаев из Костаная брал займ на открытие ИП в направлении грузоперевозок и на приобретение коммерческого транспорта. На данный момент он успешно развивает свой бизнес.
– Идея открыть свое дело пришла уже давно. Грузоперевозками я занимаюсь пятый год. Со временем понял, что хочу работать на себя. Мне рассказали, что у нас по области функционирует МФО «Атамекен Костанай», где можно получить выгодный займ под льготный процент. Я решил попробовать, – рассказывает мужчина. – Обратился в компанию, потребовался залог, который у меня был. В мае начал сбор документов для подачи заявки на кредит, а в июне уже получил деньги. Машину нашел сразу, под нее подготовил бизнес-проект, составил бизнес-план. После подачи документов ждать долго не пришлось, деньги довольно быстро поступили на мой счет ИП, и я пошел покупать машину. Для оформления кредита мне были нужны документы на налоговое имущество, справка о доходах и наличии кредитов.
Изначально Серик хотел брать автокредит через Kaspi, но там была большая переплата.
– Бизнес-план мне помогли составить в Палате предпринимателей, там же я получил консультацию по кредиту. По сей день при сдаче отчета по налогам за полугодие я обращаюсь в организацию за помощью, – отмечает собеседник. – Деятельность моего ИП связана с грузо-
перевозками по Казахстану и РФ. Осуществляем доставку груза, различные офисные и домашние переезды. На данный момент трудностей нет, я доволен. В дальнейшем планирую пополнение автопарка новыми машинами.
Еще одна костанайская предпринимательница Гулмира Нугманова получила кредит под маленький процент для своего дела. Женщина вместе с супругом занимаются торговлей.
– Еще лет 25 назад мы хотели заказывать доступные товары с хорошим качеством. Но не до конца понимали, как это правильно оформить и на что при этом следует ориентироваться. Обратились в МФО «Атамекен Костанай», – делится Гулмира. – Там нам объяснили, как необходимо составлять бизнес-план, на что опираться, что учитывать. Благодаря рекомендациям специалистов мы с супругом разработали стратегию, которую сегодня продолжаем реализовывать.
Нугмановым был одобрен займ в размере 8 миллионов 800 тысяч тенге.
– В организации нам подсказали, как нужно вести свой бизнес, какие могут быть риски. В общем, хорошо проинформировали. На данный момент торговля идет хорошо, мы занимаемся бытовой химией. Планируем развиваться, расширять наше дело, ведь положено успешное начало, – завершает женщина.
Кристина ФРИТЦ,
фото Даниила ТЕТЕРУКА
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77