Экономика

Какие итоги подвел Азат Перуашев после визита на промышленные предприятия Костаная?

Депутат мажилиса Парламента РК посетил областной центр с рабочей поездкой

Председатель ДПК «Ақ Жол» пробыл в Костанае два минувших дня. За это время государственный деятель детально ознакомился с рядом крупных производств. Сопровождали в поездке парламентария председатель Костанайского областного филиала ДПК «Ақ жол» Махаббат Жутаев, а также депутаты городского и областного маслихатов.

АВТОМОБИЛИ И СПЕЦТЕХНИКА

Визит Перуашева начался с посещения предприятий, специализирующихся на машиностроительной отрасли. Первым объектом в маршртуе мажилисмена стало ТОО KamLitKZ

Новый казахстанский производитель занимается выпуском компонентов для автомобильной техники. На базе предприятия запущены производства по изготовлению чугунных отливок и компонентов для ведущих мостов. В ближайшем будущем состоится торжественное открытие завода.

Партийную делегацию встретил директор ТОО KamLitKZ Дмитрий Гуртовой. Он провел детальную экскурсию по предприятию, продемонстрировав различные цеха.

Компания занимается индукционной плавкой с автоматизацией и роботизацией процессов. Применяется передовое оборудование испанского и немецкого производства.

– Все ячейки уже запущены, стержни изготавливаются, делаем заливки, – рассказывает специалист. – Через неделю планируем наладить трехсменный режим работы предприятия. Во всех сменах будут задействованы роботы. Все лабораторное оборудование у нас запущено. Порядка 70% мощностей предприятия рассчитано на экспорт.

Нужно отметить, ТОО KamLitKZ – это уникальное производство, так как литые мосты на данный момент в мире больше нигде не выпускаются.

Предприятие планирует производить 21 тип мостов для различной спецтехники.

Преимущества литых мостов – отсутствие сварных швов и в целом упрощение производства. Монолитное изделие выходит более прочным и практичным.

Почему именно Костанай стал точкой строительства столь дорогого и крупного предприятия? Дело в географии.

– Сложилось несколько ключевых факторов, один из которых – это расположение, – говорит Гуртовой. – Есть золотое расстояние длиной в 1000 км, в радиусе которого доступны важные точки. К примеру, близость к производствам Урала с одной стороны и, с другой, казахстанское сырье. Все достатчно близко. К тому же, в Казахстане благоприятный инвестклимат. Нам провели электричество, построили подстанцию «Батыс», местные исполнительные органы всегда идут навстречу, и у нас хорошие взаимоотношения. Каких-либо сложных вопросов в части инфраструктуры у нас нет.

Инвестиции KamLitKZ – 150 млрд тенге, создано 500 рабочих мест.

Технический запуск компании запланирован на 26 августа, акт ввода – октябрь-ноябрь 2024 года.

Следующим местом посещения стал строящийся завод KIA, который ориентировочно будет запущен летом 2025 года.

После Перуашев побывал на крупнейшей автомобильной компании Казахстана Allur, где подробно ознакомился с деятельностью предприятия. Его производственная мощность – 100 тыс. автомобилей в год.

Компания выпускает такие популярные автомобили, как KIA Sportage, KIA Cerato, Jac J7 Plus, Jetour X70 Plus Pro и многие другие.

Последним объектом в первый день рабочей поездки мажилисмена в Костанай стало АО «АгромашХолдинг KZ». Тут гостей из столицы информировала президент акционерного общества Динара Шукижанова.

Производство занимается выпуском ряда сельскохозяйственной техники, среди которой комбайны и трактора марок ESSIL, DEUTZ-FAHR, LOVOL, Кировец.

В завершение первого рабочего дня Азат Перуашев подчеркнул, что ДПК «Ақ Жол» прежде всего является партией отечественного бизнеса, которая поддерживает и защищает интересы производителей и промышленников.

– Мы встречаемся с трудовыми коллективами и ищем возможности решения тех проблем, с которыми сталкиваются предприятия, – сказал депутат. – Машиностроение – это не простой труд, а сложный технологический процесс. Хочу отметить, что автомобильная промышленность в Казахстане состоялась. Это все результат большого труда и государства и бизнеса. При этом надо обратить внимание, что у нас сегодня масса других отраслей производства техники, где не хватает мощностей выпускаемой продукции. Это касается горнодобывающей техники, нефтегазоваго оборудования, дорожно-строительной техники и так далее.

МЕТАЛЛУРГИЯ

Второй день работы мажилисмена в нашей области начался с визита производства ТОО «ЕвразКаспианСталь».

Компания специализируется на выпуске мелкосортного проката. 65% инвестиционного проекта принадлежат ТОО, остальные 35% – АО «Caspian Group». Общий объем инвестиций составил 131 млн долларов США.

Завод был запущен в эксплуатацию в декабре 2013 года. На его строительство ушло два с половиной года.

Генеральный директор ТОО «ЕвразКаспианСталь» Олег Петров сообщил, что производительная мощность предприятия 450 тыс. тонн в год, и на данный момент компания достигла показателей на отметке 420 тыс. тонн, что составляет 92-95% от общего потенциала.

– В Казахстане мы реализовываем 80% нашей продукции, –  информирует металлург. – 20% уходит на экспорт в такие страны, как Кыргызстан, Узбекистан и Туркменистан. Основное экспортное направление – Таджикистан. За четыре года деятельности мы вернули инвестиции, и за все время работы, для сравнения, мы уже выплатили налоговые отчисления на сумму порядка 130 млн долларов. Предприятие не останавливается на достигнутом, у нас в работе есть еще два проекта. Один из них – строительство дополнительных железнодорожных путей, тем самым мы внесем вклад в разгрузку станции «Костанай» и минимизируем свои потери. Второй проект – строительство высоковольтной линии от нашей подстанции до ПТ «Батыс».

На предприятии посменно в круглосуточном режиме трудятся 250 человек. Средняя зарплата – от 250-320 тысяч тенге на руки.

Азат Перуашев практически на всех объектах интересовался, есть ли у производств какие-либо сложности, рекомендации или пожелания и брал на заметку все обращения.

К примеру, со стороны ТОО «ЕвразКаспианСталь» было пожелание по улучшению работы железной дороги в части пропускной способности. Ежесуточно предприятие отгружает около 20-30 вагонов с продукцией.

В первом полугодии компания не потеряла в производстве, но на предприятии опасаются осенней нагрузки, когда пойдут вагоны с углем и пшеницей. Более того, как сообщил Перуашев, по республике в 14 раз увеличился транзит грузов из Китая, что также отражается на пропускной способности.

Еще одно пожелание металлургов – это расширение списка профессий в местных учебных заведениях, чтобы привлекать к работе специалистов из областного центра.

Мажилисмен принял к сведению все вопросы, заверив, что партия окажет содействие в разрешении этих сложностей.

СТРОИТЕЛЬСТВО И МУКА

Побывав на машиностроительных и металлургических производствах, делегация направилась в ТОО «Костанай-МБИ» ДСК».

Специализируется завод на выпуске бетонных плит, колонн, балок и трехслойных наружных панелей. ДСК производит лестничные марши и лифтовые шахты для строительства жилья и соцобъектов.

Материалы предприятия использовались в строительстве домов в микрорайоне «Аэропорт» и других участках.

Побывала делегация и на мощностях ТОО «Кайдзен». Промышленная компания занимается переработкой зернобобовых культур. Предприятие налаживает работу и в скором будущем начнет поставлять продукцию в больших объемах как на экспорт, так и на внутренний рынок.

Заключительной точкой посещения рабочей группы стало ТОО «Аруана-2010», работающей в мукомольной отрасли.

Руководитель ТОО «Аруана-2010» Сайлаубек Алишев, а также технический директор Жаксылык Мухамбетов рассказали, что это одно из крупнейших зерноперерабатывающих предприятий Костаная. В скором будущем компания увеличит свою мощность в два раза с переработки пшеницы объемом в 300 тонн до 600 в сутки.

В сентябре будет дан страт запуску новой мельнице. Рынки сбыта – Казахстан, Узбекистан и Афганистан.

Одна из сложностей в данной отрасли – потеря рынков сбыта муки в Средней Азии, где в последние годы доминирует Узбекистан.

В соседнем государстве созданы выгодные условия, и в последние годы в этой стране увеличилось количество мельниц. Проще говоря, теперь Узбекистану рентабельнее покупать пшеницу и перерабатывать ее самому, чем приобретать у Казахстана готовую муку. Более того, обеспечив свой рынок мукой, Узбекистан налаживает экспорт в тот же Афганистан, Иран и Таджикистан.

Парламентарий отметил, что нужно находить выходы в сложившейся ситуации, при этом не испортив торговые отношения с соседними странами. Один из воможных компромиссов – введение экспортных и таможенных пошлин на зерно.

ИТОГ

Резюмируя свой визит, Азат Перуашев сообщил, что Костанайская область стремительно прогрессирует. Новые предприятия готовы к работе, а действующие расширяют свои мощности.

– Это говорит о том, что созданные государством институты поддержки бизнеса играют роль. Худо-бедно мы ругаемся, что можно было бы и лучше, но тем не менее их поддержка даже в этих условиях дает о себе знать. У области огромный экономический потенциал. Если раньше Костанай был житницей Казахстана, сегодня он становится промышленным центром.

Асхат НУРТАЗИН, фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77