На сегодняшний день власти страны уделяют особое внимание развитию искусственного интеллекта, внедрению цифровых решений в повседневную жизнь и усилению мер цифровой безопасности, которые все еще требуют доработки
ЦИФРОВЫЕ РЕФОРМЫ
Начнем с того, что Мажилис принял в работу проект Цифрового кодекса, который базируется на трех основных направлениях – цифровых правах человека и гражданина, цифровой экономики и цифровом государстве. В Кодексе затронуты вопросы формирования безопасной, доступной и комфортной цифровой среды, способствующей полноценной реализации людьми своих способностей и навыков, росту уровня и качества их жизни. Говорится и о высокотехнологичной, надежной, доступной и защищенной информационно-коммуникационной инфраструктуре хранения, обработке и передаче данных, удобстве и доступности цифровых сервисов и услуг.
Ожидается, что для костанайцев реализация положений Кодекса повлечет ряд положительных изменений: это и повышение доступности государственных услуг, развитие цифровой инфраструктуры, поддержка бизнеса и инноваций и многое другое.
Одно из таких решений – усовершенствование казахстанской цифровой платформы Aitu.
– На совещании по вопросам развития ИИ, которое прошло в августе этого года, Президент страны акцентировал внимание на том, что сегодня деловое и служебное взаимодействие осуществляется через международные мессенджеры. Это может создать риски утечки информации, в том числе личных данных. Поэтому Глава государства поручил Правительству перевести коммуникацию на защищенный национальный мессенджер Aitu, – прокомментировал руководитель управления информатизации акимата Костанайской области Азамат Кашиев. – Сейчас прорабатывается вопрос создания отдельной версии для государственных служащих. Пока идет обсуждение, какой формат станет более удобным – отдельное приложение или встроенная функция в мессенджер.
К слову, ранее стало известно, что Вооруженные силы РК тоже начинают переход на эту платформу. С учетом действующих каналов связи, интеграцию планируют завершить к концу года.
Конечно, пока рано говорить о положительных последствиях. Нужно время, чтобы посмотреть, как массовый переход отразится на работе Aitu. Отметим, платформа не является новой – она запущена в 2018 году. Совмещает функции мессенджера, позволяет создавать группы, каналы, имеет доступ к государственным сервисам, позволяет совершать переводы, производить оплату налогов и услуг.
– Использование отечественных решений означает независимость от внешних сервисов и политик иностранных IT-компаний. Если говорить об эффективности, государственные служащие смогут оперативно обмениваться информацией в единой защищенной системе, что повысит скорость принятия решений, сократит время на документооборот и упростит внутренние процессы, – считает Азамат Кашиев.
Для удобства граждан министерство финансов планирует внести изменения в перечень бесплатных служб. Согласно предварительным данным, появится новый, так называемый экстренный номер, по которому можно получить консультацию по вопросам цифровых услуг. Принцип такой же, как и у других служб быстрого реагирования – скорой, пожарной, полиции.
– Планируется, что звонок будет бесплатным с любого номера, в том числе с мобильного. Сегодня большую часть государственных услуг можно получить онлайн благодаря порталу eGov. Но, к примеру, для пожилых людей эти процедуры могут оставаться недоступными, потому что им всего-навсего некому объяснить или помочь с той же авторизацией. Именно эту проблему может решить введение оперативного номера, – говорит главный специалист отдела государственных услуг управления информатизации Ермек Сармулдинов. – Достаточно будет позвонить в кол-центр, набрав 1484, где человека быстро сориентируют, подскажут пошаговые действия.
Благодаря тому, что звонок будет бесплатным, консультации станут доступны для сельского населения, не будет перебоев, не потребуется выхода в интернет. То есть человек может обратиться с проблемой, ему объяснят ход действий – минимальные затраты времени и ресурсов.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДА
Еще одно важное решение – внедрение голосовых помощников на базе костанайских компаний и организаций. Технология предполагает использование искусственного интеллекта, способного распознавать голос, анализировать запросы и давать быстрые, точные ответы.
– На данный момент обсуждаем с Yandex Qazaqstan возможность использования голосовых помощников в центре оперативного реагирования города «Айкомек». Предполагаем, что онлайн-ассистенты смогут разгрузить менеджеров первого уровня, которые принимают звонки от жителей, сообщающих об авариях, порывах, – отмечает Кашиев.
В проекте система будет автоматически обрабатывать типовые вопросы, что позволит ускорить время реагирования специализированными службами и повысить эффективность работы.
Примечательно, что наши местные разработчики планируют реализовать подобный проект совместно с ТОО «ЭПК-forfait».
В рамках цифровой трансформации городской среды последовательно внедряются компоненты концепции Smart City.
По итогам 2024 года в ежегодном рейтинге «умных» городов Казахстана Костанай занял четвертую позицию по республике, уступив городам Астане, Алматы и Караганде. Для сравнения, в 2022 мы занимали 14 позицию, а буквально два года назад, в 2023, восьмую.
В планах у руководства города и области создание Единого ИИ-ситуационного центра совместно с Центром поддержки Цифрового Правительства. Согласно этому, ИИ будет предоставлять государству объективную, всестороннюю и актуальную информацию о ситуации в регионе и генерировать практические рекомендации для принятия управленческих решений.
ПО ПУТИ ПРОГРЕССА
Среди потенциально перспективных цифровых проектов и национальная системы видеомониторинга, раннего обнаружения лесных пожаров, AI-Mektep, использование дронов и ИИ-решений в различных отраслях.
Если говорить о мерах поддержки IT-экосистемы, в пресс-службе областного акимата отметили, что особое внимание уделяется не только классическим направлениям IT, но и другим перспективным нишам, в том числе образованию.
Так, в КИнЭУ имени М. Дулатова в 2024 году запущена кафедра искусственного интеллекта, что открыло новые перспективы в развитии профильного образования региона и подготовке высококвалифицированных специалистов в сфере цифровых технологий. Кафедра ориентирована на подготовку студентов по направлениям анализа данных, машинного обучения, программирования интеллектуальных систем и применения ИИ в экономике и производстве.
В областном акимате выделили перспективные отрасли для внедрения ИИ. Особое внимание уделили сферам ЖКХ и здравоохранения.
– В сфере жилищно-коммунального хозяйства искусственный интеллект будем применять для внутритрубной диагностики сетей теплоснабжения. Это позволит определять остаточный ресурс сетей и формировать рекомендации по их ремонту или замене. Применение этой технологии позволит сэкономить до 10 млрд тенге бюджетных средств, выделяемых на реконструкцию, – сообщили в пресс-службе акима области. – В здравоохранении у нас тоже есть идеи, над которыми мы работаем.
Так, в областной больнице успешно реализован пилотный проект Cerebra по ранней автоматизированной диагностике ишемического и геморрагического инсульта с помощью искусственного интеллекта. Еще у нас имеется договоренность с научно-инновационным центром «Искусственный интеллект» о внедрении интеллектуального проекта для диагностики рака молочной железы. Это уникальная технология, которая на основе анализа мультимодальных данных будет ставить диагноз с точностью до 98%.
Внедрение и развитие цифровых технологий в Костанайской области представляет собой масштабную и комплексную трансформацию, которая затрагивает все сферы жизни – от государственного управления и бизнеса до социальной поддержки и здравоохранения. Принятие Цифрового кодекса создает правовую основу для безопасного и эффективного использования инноваций, обеспечивая защиту цифровых прав граждан и развитие экономики на базе передовых технологий.
Что важно, Костанай укрепляет позиции в рейтинге «умных» городов, демонстрируя успешное сочетание технологий и человеческого потенциала.
Кристина ФРИТЦ,
фото Абиля ДОЩАНОВА и с Instagram-аккаунта automaton
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77
