Социум

Какие трудности чинит костанайцам с особенностями тендерная система?

Впрочем, проблемы и коллизии из-за госзакупок случаются во всех сферах. Однако если разбитая дорога или недостроенное здание еще могут подождать, то в случае с детьми лишнего времени зачастую нет.

Очень жаль, что государственной неповоротливой машине это не объяснишь, а людям, которые этот механизм выстраивают и налаживают, не всегда удается сделать все как надо.

Опоздали на полгода

В этом году тендер на предоставление реабилитационных услуг детям-инвалидам разыграли небывало поздно: не в начале года, как положено, а только летом! Полгода длились тендерные процедуры, конкурс был признан состоявшимся только в четвертый раз, а дети все это время просто ждали. Только с 1 июля в Костанае начал работу филиал ОО «Центр реабилитации лиц с ограниченными физическими возможностями «Малика». Сама организация базируется в Актобе, но имеет несколько филиалов по республике. В этом году центр зашел на территорию Костаная и столкнулся с трудностями.

Директор костанайского филиала Айгуль Карабекова в августе рассказывала «НК», что после запуска центра долгое время не могла найти детей, чьи родители бесплатно согласились бы водить их на реабилитацию. Спустя полтора месяца работы в «Малике» все еще были свободные места: по состоянию на конец августа они могли принять 14 несовершеннолетних и трех детей старше 18 лет. Айгуль Карабекова сама вела агитационную работу среди родителей, приглашала позаниматься их детей со специалистами. Однако центр наполнился подопечными, увы, не сразу. Сегодня «Малика» работает на полную мощность, но, учитывая принцип работы государственного заказа, центр уже оказывался на грани закрытия…

Нет зарплаты

Родители детей с инвалидностью, начиная с сентября, несколько раз обращались в «НК» с сигналом бедствия: мамы боялись, что центр вот-вот закроется, а их дети снова окажутся дома, в четырех стенах, без возможности развиваться со специалистами.

Мама особенного ребенка Юлия Ким первый раз написала в «НК» 15 сентября.

– Работникам центра уже два месяца не платили зарплату, люди подавлены, хотят увольняться, – рассказала Юлия. – Мы обеспокоены, что таким темпом центр может закрыться. Но мы хотим, чтобы наши дети продолжили заниматься! Мой сын посещает «Малику» с начала сентября, недавно вышел на полный день. И уже видны результаты! За две недели он стал более спокойным, моторика понемногу развивается. Он наконец начал запоминать то, что раньше не мог, сколько бы мы ни старались.  Педагоги там работают замечательные, детям очень помогают.

В сентябре эту ситуацию разрешили в стенах центра. Специалисты работу продолжили, дети не остались без помощи. Однако 22 октября Юлия Ким сообщила, что ребром среди сотрудников снова встал вопрос по зарплате. По этому поводу даже организовали встречу в управлении координации занятости. Буря вновь утихла.

Не больше 40 детей

В центре «Малика» текущую ситуацию комментировать не стали. Директор костанайского филиала Айгуль Карабекова только сказала, что центр продолжает работу. Договор, согласно условиям госзакупок, действует до конца декабря. Острой нужды в подопечных сегодня нет, но центр мог принять бы еще детей.

Сколько денег выделили в этом году на детскую реабилитацию и разве этого не хватает? Сайт госзакупок информирует, что в этом году из бюджета 25,6 млн тенге направили на реабилитацию «не менее 30-ти детей с инвалидностью с психоневрологическими заболеваниями». Получатели услуг должны находиться в центре не менее шести часов в день и быть обеспечены транспортом. По договору один день пребывания в центре для ребенка обойдется в 3748 тенге.

Еще 11 млн тенге выделили на обслуживание десяти лиц старше 18 лет с психоневрологическими заболеваниями и нарушениями опорно-двигательного аппарата. Совершеннолетние дети должны пребывать в центре оказания спецсоцуслуг не менее восьми часов днем. Сутки обходятся в 4500 тенге.

Достаточно ли этого? Судя по количеству подопечных в «Малике», вроде бы да. При этом специалисты, работающие с детьми-инвалидами, утверждают, что потребность на самом деле гораздо выше. Председатель ОО «Stop Autism» Шнара Жалмухамедова уже не раз говорила, что 30 деток из года в год – это очень малый охват реабилитацией. Сколько родителей платят частным центрам, лишь бы их дети развивались? Не каждый сможет ждать полгода, пока наконец разыграют тендер.

Подушевое финансирование

Именно таким способом выигравшему госзакупки центру оплачивают оказанные услуги по реабилитации. С одной стороны, это верно: как поработал – так и получил. С другой стороны – неудача в начале пути ставит под удар и дальнейшую деятельность. Так случилось и с центром «Малика»: недавно сотрудникам выплатили зарплату за сентябрь, а за август рассчитались с подрядчиком только 10 октября… Произошла такая задержка именно из-за того, что в первые месяцы «Малика» почти что простаивала. Как результат – 30% оплаты за август в связи с низкой наполняемостью центра. Сейчас ситуация лучше, деньги поступают, но уже в конце декабря договор заканчивается. Только ведь вышли на «белую» полосу…

Заместитель руководителя управления координации занятости Алия Мекебаева подтвердила «НК», что в целом проблем с финансированием центра «Малика» нет, но он получает оплату после предоставления акта выполненных работ. Происходит это раз в месяц. Как раз из-за того, что в начале лета получателей услуг в центре было немного, оплата вышла небольшой.

– Мы планировали направить на реабилитацию 30 детей младше 18 лет, а по факту центр сейчас посещают более 40 деток, – отметила Алия Мекебаева. – Это новый для нас поставщик, он в Костанае впервые, поэтому после выигрыша конкурса руководству сначала пришлось искать здесь специалистов, помещение и только затем приступать к работе. Это еще одна причина, почему соцуслуги начали оказывать так поздно. Кроме того, раньше мамы водили особенных деток в местные центры, поэтому поначалу к «Малике» отнеслись с недоверием. Только после получения положительных отзывов многие тоже решили туда обратиться.

Помогало ли управление координации занятости искать получателей услуг подрядчику? Алия Мекебаева уверяет, что о центре они сообщили всем, у кого в ИПР была прописана необходимость прохождения реабилитации.

Не знали

Мама ребенка с особенностями Динара Жетписбаева говорит, что о центре «Малика» узнала из группы таких же мамочек, а не от госоргана. Оно и понятно: в ИПР у ее сына, 10-летнего Алишера, не была прописана реабилитация. Но Динара не растерялась и  переделала этот документ. Итог – ребенок с конца августа посещает «Малику», где получает необходимую ему АВА-терапию, рекомендованную для детей-аутистов.

– Когда мы первый раз пришли в центр, директор Айгуль Канатовна лично нас приняла, мы составили индивидуальную программу для моего сына, – вспоминает Динара Жетписбаева. – Нас все устраивает, здесь хорошие специалисты, им хочется сказать огромное спасибо! Я благодарна каждому! Как бы тяжело им ни было работать без зарплаты, но они всегда делали свое дело на 100%: встречали наших детей, провожали, не были равнодушными.

В конце октября, рассказывает Динара Жетписбаева, приезжал директор головного центра «Малика» из Актобе и ставил вопрос о закрытии его из-за больших убытков. Оказалось, что к этой ситуации привела недоработка со стороны местных властей, подчеркивает мама особенного ребенка.

– Управление обзвонило только тех мам, у чьих детей была ИПР, но ведь у многих она отсутствовала по разным причинам, но таким детям тоже нужны занятия со специалистами, – объясняет Динара Жетписбаева. – Мы – яркий тому пример. После этой встречи центр стало посещать еще больше детей, потому что власти сообщили о такой возможности всем. Многие мамы говорили, что не знали о «Малике», рекламы не было никакой.

Кстати, мама особенного ребенка отмечает один большой минус непостоянства таких центров реабилитации – арендованные здания, которые могут быть не адаптированы для инвалидов. У «Малики» тоже есть такой недостаток: лестница на входе и внутри здания, она ведет на второй этаж. Так как пандусов и лифтов нет, сотрудники носят детей на руках. Многие уже не маленькие, некоторые крупные, но здесь иного выхода нет. А был бы это специализированный единый центр, со всеми условиями, постоянный, чтобы ему доверяли родители… «Маликой» местные мамы довольны, но есть ли гарантия, что и в следующем году попадется добросовестный подрядчик?

Ждем

Еще в 2021 году начали готовить ПСД для капитального ремонта здания бывшего бизнес-колледжа по ул. Пушкина, 179. Там заработает центр для детей с аутизмом и другими ментальными нарушениями и центр активного долголетия. Депутаты выделили на строительные работы 350 млн тенге.

Этот центр, отмечает Алия Мекебаева, будет государственным. Дети смогут заниматься там в течение года, без перерыва на тендеры. Пока только неизвестно, сколько по времени можно будет находиться в центре – четыре, шесть часов, к примеру, или больше.

– Так мы решим проблему с детками до 18 лет. Для совершеннолетних госсоцзаказ будем разыгрывать и дальше, – подчеркивает Алия Мекебаева. – Центр оснастят по всем последним модификациям, оборудование закупят за счет Фонда «Казахстан халкына». По всей республике появится восемь таких учреждений, Костанай попал в это число.

ПСД уже прошла госэкспертизу, говорят в управлении координации занятости, скоро определят подрядчика и начнут работы. Возможно, в следующем году учреждение распахнет свои двери.

В конце этого года, когда будет распределен бюджет, снова объявят тендер на оказание спецсоцуслуг. Мамы надеются, что конкурсные процедуры в этот раз не затянутся…

Татьяна НАЗАРУК, фото Ларисы БОЖКО и Динары Жетписбаевой


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77