Экономика

Какие трудности испытывает костанайский автопром из-за карантинных мер

Последние два года страны мира то и дело вводят локдауны или закрывают границы, из-за этого костанайское производство «буксует», ведь большинство комплектующих местные заводы завозят из Кореи или Китая

В связи с этим, руководство компаний вынуждено заниматься предпродажами, поскольку спрос на технику большой, а в наличии ее практически нет. Впрочем, есть и проблемы другого характера – незачет некоторых изготовленных компонентов в локализацию и дефицит кадров. Ведь новое производство требует новых знаний. Как имеющиеся предприятия решают эти вопросы, и где возьмут кадры для строящихся заводов – чугунолитейного и по производству редукторов главных передач ведущих мостов спецтехники «КамАЗ», где будут применяться современные технологии, узнали корреспонденты «НК».

Колесо раскачали, а логистика подкачала

2021 год стал для АО «АгромашХолдинг» одним из самых сложных за последние годы. Предприятию пришлось совмещать сразу несколько дел: глобальную реконструкцию (им предстояло всего лишь за несколько месяцев реанимировать одно из заброшенных зданий бывшего дизельного завода и переехать в обновленный корпус, поскольку тот цех, который они занимали, ранее отошел под производство автомобилей ТОО «СарыаркаАвтоПром»), а также покупку и наладку нового оборудования. И все это наряду с основным занятием – производством сельхозтехники.

– Стройка была сложная, потому что пандемия бесконечная, стоимость комплектующих постоянно росла в цене, и в середине лета нам пришлось остановить стройку и заново с подрядчиками обсуждать вопрос сметы, – уточнила первый вице-президент АО «АгромашХолдинг KZ» Динара Шукижанова.

Впрочем, несмотря на все сложности, в 2021-ом костанайский завод по производству сельхозтехники вырос, причем как в качественном, так и в количественном эквиваленте. В текущем году с конвейера АО «АгромашХолдинг» и сошло рекордное количество техники: 520 тракторов LOVOL и 407 комбайнов.

– В действительности мы планировали произвести 760 тракторов LOVOL, но возникли проблемы с поставкой машкомплектов. Вероятно, такие проблемы испытывает вся страна – это логистика, когда все встало на границе, и мы буквально в ручном режиме толкали в Костанай каждый контейнер, – отмечает руководство завода. – По LOVOL у нас фактически продано больше, чем сделано почти вдвое.

Избитая тема, наболевший вопрос

Еще одно наиважнейшее событие уходящего года – открытие единственного в Казахстане локализационного центра по производству компонентов сельхозтехники на базе «АгромашХолдинг KZ». И это действительно прорыв года. Местный автопром давно ругают за то, что заводы только и занимаются «прикручиванием колес». На самом же деле, оба предприятия далеко шагнули вперед в этом вопросе. И пошли бы еще дальше. Если бы ни одно но!

– Мы освоили изготовление пластиковых изделий на тракторы. Делаем их сами на весь объем. Это капот, крылья, кожух аккумулятора, то есть все, кроме крыши. Но мы не можем засчитать эти детали в локализацию, потому что сырье покупаем в РФ, так как его практически нет в Казахстане. К примеру, стеклянная вата продается только в трех городах России. В нашей стране есть официальный дилер этой компании, но у него товар дороже. Мы берем это сырье напрямую с завода. Какие-то жидкости нам тоже проще привезти из Челябинска, который расположен в 300 км от Костаная, чем везти этот товар за 2,5 тыс км из Алматы. То есть так мы сокращаем транспортное колено более чем в восемь раз. Делаем балластные грузы – по 148 листов на каждый трактор. И это не считается! Потому что опять-таки железо закупаем в России. То железо, которое продается в Казахстане, дороже и не сертифицировано нашим поставщиком. В результате, изготовление некоторых компонентов не засчитывается в локализацию, учитывается только небольшой процент труда рабочего, – растолковала Динара Шукижанова.

Сейчас этот вопрос руководство компании выводит на уровень республики. Ну а пока он не решен, доля казахстанского содержания сельхозмашин, изготавливаемых АО «АгромашХолдинг» колеблется от 28% до 42% в зависимости от вида техники и модели. У комбайнов процент локализации примерно на треть выше, чем у тракторов, потому что в текущем году компания освоила собственное производство подмоторной рамы и жатки.

– Мы планируем довести уровень локализации в тракторах и комбайнах до 50%. В сеялках уровень локализации сегодня составляет порядка 90%. В планах на 2022 год освоить еще 1 371 деталь и начать производство кабин, топливного бака, – говорит вице-президент по производству Петр Максаков.

Не менее амбициозны планы другого автозавода, выпускающего легковушки. В 2022-ом ТОО «СарыаркаАвтоПром» намерено самостоятельно начать изготовление трех компонентов для самого продаваемого автомобиля «Chevrolet Nexia»: выхлопную систему, электрожгуты и сиденья.

– Само сиденье делится на металлическую, набивную части и чехол. Наша часть – металлическая. Она тоже состоит из мелких компонентов. Что-то мы готовы сами производить. А есть детали, которые выгоднее заказать, – разъяснил замдиректора ТОО «СарыаркаАвтоПром» Сергей Могилатов. – Набивочная тема – самое интересное. Это то, что мы хотим производить здесь. Может в рамках индустриальной зоны. Это специальная карусель, куда закладывается металлическая часть и идет наполнение полиуретаном. То есть оно заполнилось, 1,5 дня выстоялось, и уже потом на него натягивается чехол. А вот по чехлам сейчас прорабатываем вопрос с «Большевичкой». Мы им дали объемы, они делают бизнес-план. Речь идет о 30 000 комплектах. На одну модель – это отличные объемы. Если Nexia хорошо себя покажет, то мы прибавим и другие модели.

В следующем же году на костанайском автозаводе будет запущено мелкоузловое производство (SKD) «Chevrolet Nexia». При этом проводят работы по сварке и окраске кузовов, что в общей сложности с изготовлением трех компонентов – выхлопной системы, электрожгутов и сидений, к 30 имеющимся процентам локализации прибавится еще порядка 15%.

Кадровый вопрос

Проблемы с кадрами есть всегда, у любого предприятия. Что уж говорить о новых производствах, да еще и таких, где применяют современное оборудование.

– Самая большая сложность – это научить людей работать на новом оборудовании. Раньше мы прикручивали колеса и делали элементарные операции, сейчас, когда уже идет процес изготовления, когда локализация все глубже, мы сталкиваемся с тотальной нехваткой профессиональных кадров. Потому что это уже не просто станок ЧПУ, где кнопку нажал и все крутится. Это машина, которая требует не только навыков плотника, столяра, наладчика ЧПУ, а еще и навыков программирования, – констатировала Динара Шукижанова. – Мы везем мастеров, которые работали на крупных промышленных предприятиях из России, Белорусии и Украины, они и обучают наши бригады.

Кадровый вопрос принципиален и для литейного производства, которое запустят в Костанае через 1,5 года. И хотя первая плавка запланирована на третий квартал 2023 года, персонал руководство подбирает уже сейчас. Но здесь идут от обратного. Обучать специалистов планируют непосредственно на заводе компании-учредителя ПАО «КамАЗ» в Набережных челнах.

– На наше счастье у «КамаАЗа» это не первый проект. У них есть опыт и знание, как готовить специалистов для производства, – заверил руководитель проекта по развитию поставщиков ТОО KamLitKZ Петр Потапов. – Мы уже ведем набор сотрудников, поскольку к запуску завода они должны приехать сюда с пониманием дела. Площадь чугунолитейного завода составит 30 тыс. кв. метров. Здесь будет создано 500 рабочих мест. Почему так мало? Потому что будут работать роботы, ведь на нашем заводе планируется изготавливать очень сложные детали.

Надо сказать, что отрасль машиностроения, в развитие которой мало кто верил еще тогда, когда в 2003 году началось реанимирование бывшего дизельного завода, сегодня является лидером всех отраслей промышленности не только Костанайского региона, но и республики в целом. В этом лично убедился побывавший с рабочим визитом в наших краях лидер Демократической партии «Ак жол» Азат Перуашев.

– Два новых завода – чугунного литья и главных передач – строятся с нуля. Причем здесь речь идет уже не о сборке, а о производстве комплектующих. То есть костанайские предприятия осваивают производство сложных агрегатов, деталей к двигателям, к тягачам, которые будут в дальнейшем идти на экспорт в ту же Россию. Казахстан в лице Костанайской области сегодня потихоньку возвращает производственный потенциал, переходит от чисто коммерческой торговли сырьевыми ресурсами к производительной экономике. Это очень важно! – резюмировал Азат Перуашев.

Валентина МЕЛЕХОВА,
фото предоставлено костанайскими предприятиями


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77