Наш город Социум

Какими услугами «Казпочты» чаще всего пользуются костанайцы и на что жалуются

5 апреля 1993 года появилась первая казахстанская почта. За 31 год она проделала большой путь. Как живет в современных условиях, модернизируется и подстраивается под ритм горожан «Казпочта», читайте в материале «НК».

«Я ВАМ ПОСЫЛКУ ПРИВЕЗ»

В первую очередь почта ассоциируется с отправкой писем и посылок. Ежедневно по всему Казахстану осуществляется более 120 тысяч отправлений по разным видам, а в Костанайской области – 6 тысяч. Чтобы вы вовремя получили свое письмо или посылку, над этим работают сотрудники акционерного общества, в отделениях Костанайской области трудятся 1012 человек, средняя зарплата которых составляет 190 376 тенге.

Некоторые горожане считают, что отправлять посылки «Казпочтой» дорого. Мы узнали информацию по стоимости и продолжительности пересылки в отдаленные регионы Казахстана, Россию и дальнее зарубежье. Рассказываем.

Чтобы отправить посылку весом 10 кг в Алматы, вам придется заплатить 2500 тенге (сюда входит стоимость коробки, которую вам выдадут в отделении, без нее – дешевле) и подождать около недели. Вполне приемлемая цена.

Эта же посылка в Челябинск будет идти месяц, стоимость отправки – 25 тысяч тенге.

– Но обычно до Челябинска доходит за 2 недели, месяц мы говорим, чтобы перестраховаться, – уточняет сотрудница почтового отделения.

Все равно долго и дорого. И это учитывая, что на том же маркетплейсе Wildberries отправка при возврате товара составляет 500 тенге, а до Челябинска доходит за сутки. Стоит понимать, что у «Казпочты» объем гораздо меньше, поэтому и стоимость иная.

Наконец, если вы захотите передать подарки друзьям или родственникам в Германию, в Эссен, к примеру, это обойдется в 47 тысяч 500 тенге, доставка займет неделю.

– Как быстро! – удивляемся контрасту. – 4500 км до Эссена удастся преодолеть быстрее, чем 320 км до Челябинска.

– В Германию все сообщения мы доставляем самолетом, наши поезда туда не ходят, – объясняет сотрудница.

В костанайском филиале «Казпочты» сообщили, что у местного автотранспортного участка имеется 27 автомобилей для обслуживания внутриобластных и городских маршрутов. В 18 районных центрах используются дополнительные машины для обслуживания своих сельских населенных пунктов. В перевозке задействованы автомобили марок JAC, Lada Largus, автомодели пикап.

АКТУАЛЬНА ЛИ ПОДПИСКА?

Нас, как работников СМИ, этот вопрос волнует. Ведь часть прибыли любому печатному изданию приносит подписка.

– Чаще всего костанайцы пользуются отправкой посылок, писем, подпиской, – подтверждают спрос на услугу в филиале «Казпочты».

Всего наша почта сотрудничает с 28 печатными изданиями, включая местные, общий тираж которых 28 672 экземпляра, республиканские и российские с общим тиражом 12 649 экземпляров. Радует, что горожане активнее интересуются работой местных редакций.

За первое полугодие 2023 года «Казпочтой» было доставлено 41 321 экземпляр газет по всей области. Больше всего печатной прессы выписывают жители Костаная – 7628 экземпляров. Самыми читающими районами стали Федоровский, Костанайский и Амангельдинский. Они выписывают по 3500, 3259 и 2367 газет соответственно. Меньше всего подпиской заинтересованы жители Карабалыкского района, в этот населенный пункт доставляют всего 920 экземпляров.

– Конечно, до появления интернет-порталов, публикации новостей в соцсетях и на сайтах, количество выписываемых газет было в разы больше. Но по сей день услуга подписки остается востребованной, – резюмируют на почте.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ И НОВШЕСТВА

Самую большую прибыль костанайскому филиалу «Казпочты» приносит отправка письменной корреспонденции, посылок, EMS (международный сервис экспресс-доставки почтовой корреспонденции), финансовые услуги: выплата денежных средств, платежи. Однако компания ищет новые способы заработка, предоставляя и другие услуги казахстанцам.

– Среди них финансовые: кредитование (Home Credit Bank Kazakhstan, Freedom микрофинорганизация, микрокредиты Solvo), услуги по изменению реквизитов ЕНПФ. А также открытие пунктов выдачи заказов для маркетплейса Ozon (1 точка) и Pinduoduo (5 точек), – говорят на почте.
Некоторые эксперименты оказываются неудачными. К примеру, услуга по продаже и обслуживанию транспортной карты. Впервые такие карточки появились в конце 2020 года, в конце 2023 года от этой идеи пришлось отказаться.

На вопрос о том, насколько актуальна услуга доставки пенсии, ответ руководство «Казпочты» нам не предоставило. Но во время рейда по почтовым отделениям одна из сотрудниц, не зная, что разговаривает с журналистом, рассказала, что эта услуга до сих пор существует, но она непопулярна в Костанае.

– Среди горожан лишь единицы пользуются услугой по доставке пенсии, возможно, по области это больше востребовано. Все-таки сейчас даже старшее поколение больше расплачивается карточками или сами снимают наличные с электронного счета, – рассказала о своих наблюдениях сотрудница, работающая на почте больше 10 лет. – На данный момент эту услугу могут получить люди старше 80 лет и только в центральном почтовом отделении по ул. Аль-Фараби.

ДЕВЯТЬ ПОМОЩНИКОВ

Именно столько почтовых отделений имеется в Костанае. Расположены они по следующим адресам: ул. Аль-Фараби, 69, ул. Белинского, 3, ул. Майлина, 41, ул. Абая, 16, ул. Рабочая, 168 , ул. Мауленова, 22, ул. Урожайная, 20, ул. Каирбекова, 381, ул. Парковая, 14а.

Центральное отделение, бесспорно, имеет самый свежий ремонт, здесь работает больше всего окошек, многие процессы автоматизированы. Но «НК» решил проверить и другие. Для начала в приложении 2GIS почитали отзывы, большинство из них были негативными. Горожане жаловались на плохое обслуживание, долгое ожидание и ужасный ремонт. Все ли так плохо на деле?

Самый низкий рейтинг в 1,1 звезду из 5 заслужил отдел по ул. Урожайная, 20. Здание нуждается в срочном ремонте. Линолеум настолько старый, что в нем образовались дыры, входная группа выглядит неухоженной. Внутри работало одно окошко, сотрудница была приветливой и ответила на все наши вопросы.

Все отделения мы посетили 29 марта, во второй половине дня.

Следующий антилидер с рейтингом в 1,4 из 5 – отделение по ул. Белинского, 3. Точка находится в подъезде жилого дома на первом этаже. Отделение удалось найти только с помощью местных жителей, внутрь попасть мы не смогли. Как оказалось, оно работает с 9 до 15:00, обед с 12:00 до 13:00. Суббота и воскресенье – выходной. Для кого составлен такой график работы?

Точка по ул. Рабочей, 168 имеет рейтинг 1,7 из 5. Помещение находится в том же состоянии, что и отдел по Урожайной: дыры в линолеуме, уставший фасад. Здесь так же работало только одно окно, сотрудница была вежливой, владела ситуацией, быстро ответила на наши вопросы.

Средний рейтинг – 2,4 звезды – у отделения по ул. Майлина, 41, где обстановка получше. Здание в неплохом состоянии, входная группа выполнена хорошо, но фасад нуждается в ремонте. Внутри все выглядит свежо, работают сразу три окошка, имеется постомат, из которого можно забрать небольшие посылки. Сотрудницы также оказались приятными в общении.

Самый высокий рейтинг из всех – 2,5 из 5 – получило отделение по пр. Абая, 16. Действительно, визуально оно выглядит не хуже центрального: современный ремонт, есть супермаркет посылок, внутри чисто. Сотрудницы вежливые и проворные. Ни с хамством, ни с незнанием ситуации мы не столкнулись, хотя пытались задавать нестандартные вопросы, расспрашивать о новых услугах.

КАКОВ ИТОГ?

О точной прибыли «Казпочты» судить сложно, на этот вопрос не отвечают ни «НК», ни журналистам республиканских изданий. На официальном сайте нужную информацию мы тоже не нашли, хотя АО должно публиковать ее. Однако в октябре 2023 года, когда перед Президентом Касым-Жомартом Токаевым отчитывалась глава правления Асел Жанасова, она сообщила, что за первые восемь месяцев 2023 года прибыль выросла на 44%, или на 16,7 млрд тенге. К слову, на сайте почты указано, что в настоящее время АО «Казпочта» является единственным акционером (100% доля) компании ООО «Казпост» (ФРГ).

Очевидно, что почте Казахстана еще далеко до уровня наших соседей, к примеру, за прошлый год китайская почта заработала 956 млрд юаней (около 130 млрд долларов).

Сейчас «Казпочта» ищет способы повысить прибыль и улучшить комфорт для услугополучателей. Многие процессы автоматизированы, сэкономить время и получить некоторые услуги помогает Телеграм-бот @KazPostBot. Однако есть еще немало моментов, которые требуют проработки и дополнительного финансирования.

Екатерина БАЙНЯШЕВА, фото Ларисы БОЖКО
и автора материала


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77