Наш город Социум

Какой исторический след оставил Шокан Валиханов в городе Семее?

Этот населенный пункт, основанный как крепость в 1708 году, всегда играл важную роль в развитии Казахстана. Сегодня это административный центр Абайской области, а в недавнем прошлом важный перевалочный пункт на пути торговых караванов.

Масштабный пресс-тур «По следам Шокана Валиханова», первая часть которого состоялась в июле, пролегал через село Кунтимес (Сарыкольский район, Костанайская область) – родину великого ученого. Затем группа посетила его родовое поместье – Сырымбет (СКО) и завершила поездку в Омске, где исследователь получил военное образование.

На втором этапе экспедиция проделала путь в более 5000 км. Получилась захватывающая поездка, наполненная авантюризмом, романтикой, стремлением раскрыть новые подробности из жизни Валиханова.

Инициаторы пресс-тура – депутаты Костанайского областного маслихата Динара Утебаева, Александра Сергазинова, председатель ОФ «Күнтимес» Едильбай Ахменов, краевед Солдат Дутпаев и другие.

ПУТЬ НА ВОСТОК

От Костаная до Семея расстояние составляет около 1500 км. Наша группа двигалась через Астану и Павлодар.

Семей находится на реке Иртыш, через которую проложен впечатляющий подвесной мост. В городе много исторических объектов и памятников. С этим местом тесно связана судьба выдающихся сынов казахской степи, в том числе и Абая Кунанбаева. То, что Шокан Валиханов оставил след в этом городе, – историческая закономерность.

Шокан Валиханов впервые посетил Семипалатинск (с 2007 года Семей – прим. ред.) летом 1856 года, когда принял участие в качестве адъютанта в поездке с губернатором Западной Сибири, генералом Густавом Гасфортом.

В этом городе Валиханов изучал местную культуру, обычаи и природу, что в итоге положительно сказалось на его научной деятельности. Отсюда же впоследствии он отправился в экспедицию в Кашгарию.

ПАМЯТЬ

О нашем герое в Семее память сохраняют бережно, есть улица в его честь, а также парные скульптуры Ш. Валиханова и Ф. Достоевского, который был близким другом исследователя.

Памятник установлен в 1977 году. Дмитрий Элбакидзе изобразил известных людей за дружеской беседой. Оба в военной форме, лица выразительные и спокойные. Находится памятник у входа в литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского. В Семее литератор жил в 1854-1859 годах, когда находился в ссылке за участие в революционном движении.

Нашу группу встретили руководитель музея Ирина Соловьева и сотрудник экскурсионно-массового отдела Евгения Рыбченко-Демьяненко.
Фонд насчитывает более 26 тысяч предметов. А сам музей входит в список 100 сакральных мест Казахстана.

Часть экспозиции посвящена дружбе между Достоевским и Валихановым.

– Художественный талант Шокана Чингисовича раскрылся еще в раннем детстве, – информирует Евгения Рыбченко-Демьяненко. – У нас представлены копии его рисунков и путевых заметок различного периода. Федора Михайловича в Валиханове привлекала высокая духовность и проявление чувств. Шокан повлиял на образ Версилова, который является центральным персонажем романа Достоевского «Подросток».

Между Достоевским и Валихановым была теплая переписка, где они выражали друг другу глубокое уважение, переживания и даже признания в товарищеской любви.

Достоевский был по натуре интровертом и никогда ни с кем не фотографировался, в том числе с женой и детьми. Тем любопытнее, что единственное парное фото писателя было сделано именно с Валихановым, предположительно, в мае 1859 года. На снимке казахский ученый выглядит худым и изможденным.

– Фотография сделана после возвращения Шокана Чингисовича из опасного путешествия в Кашгарию, которое могло стоить ему жизни. – рассказывает экскурсовод. – На встрече после экспедиции Достоевский подарил Валиханову кинжал, который он держит на фото в правой руке. В ту эпоху фотографирование было новым явлением, и поэтому фигуры наших героев немного скованы. При этом чувствуется их теплота и дружба.

В музее Семея выставлена копия фото. Где оригинал и сохранился ли он до наших дней – неизвестно.

При музее находится полутораэтажный дом начала XIX века, в котором русский писатель жил с 1857 по 1859 год. Известно, что в этом деревянном доме было как минимум две встречи Достоевского и Валиханова. Всего в Семипалатинске в разные годы они встречались предположительно пять раз.

ГОРОД ДУХОВНОСТИ

В XIX веке в Семипалатинске насчитывалось 17 мечетей, 4 из которых сохранились до наших дней. Три из них находятся в Татарской слободе. Мы побывали в мечети, которую называют Деревянной.

Она была построена в 1910 году, но не является самой старой. Две каменные мечети слободы, как и левобережная Тыныбая Каукенова, были возведены в XIX веке.

На момент нашего визита Деревянная мечеть находилась на реставрации. По невероятной случайности мы встретили здесь историка Мадияра Насырова, который рассказал нам интересные подробности о городе и судьбе Валиханова.

Любопытно, что именно этот скромный молодой человек один из тех, кто год назад совершил историческое открытие, отыскав могилу учителя Абая Кунанбаева – Риза ад-дина ибн Уалида. Погребение было обнаружено на пригородном кладбище.

Мадияр сообщил, что Шокан Валиханов, находясь в Семее, посещал местные мечети.

Татарская слобода – уникальный район города, со множеством старинных строений, в которых живут рядовые горожане. Трагедия в том, что большинство из домов не носят статус охраняемых государством объектов и уже в скором времени они могут исчезнуть с карты города. На место им придут современные коммерческие постройки.

Прогуливаясь здесь, мы ловили себя на мысли, что в прошлом по этим улицам ходил Валиханов, Достоевский и другие известные личности. В слободе чувствуется дух истории XIX века.

Есть популярная версия, что именно здесь был разработан план внедрения 22-летнего поручика в караван, направлявшийся в Кашгарию. Отмечается, что за каждым путником в Восточном Туркестане наблюдали, как на рентгене, замаскироваться было очень сложно. Иноземцев из Европы и России здесь не особо жаловали. К примеру, немецкому исследователю Центральной Азии Адольфу Шлагинтвейту, прибывшему в Кашгарию годом ранее Валиханова, отрубили голову и вывесили ее на всеобщее обозрение.

Для проникновения в закрытый город Валиханову нужна была хорошая конспирация и история. В этом вопросе, по одной из версий, ему помог местный пожилой купец, этнический узбек родом из Ташкента Мир-Курбан Аюпов. Валиханов общался со знатью Семипалатинска и нередко гостил у Аюпова. Дом купца сохранился до наших дней в первозданном виде.

– По легенде, Аюпов вспомнил, что 15 лет назад из Кашгара в Семипалатинск прибыл купец со своей супругой и маленьким сыном Алимбаем, – рассказал Мадияр. – Вскоре он отбыл в Саратов, и с тех пор о нем ничего не было известно. Мир-Курбан знал, что купец не возвращался в Кашгар и его сыну к тому моменту должно было исполнится примерно 17 лет. Молодой Валиханов мог вполне сойти за исчезнувшего много лет назад Алимбая.

Принято считать, что план был разработан именно в стенах этого старинного дома. Впоследствии ученого в Кашгарии приняли за своего, и по случаю его «возвращения» жители города устраивали даже пиры. А сам Валиханов по здешним законам женился на местной девушке.
Есть версия, что когда исследователь был разоблачен и покинул Восточный Туркестан, его жена к тому моменту была беременна. Родила она или нет – неизвестно.

ИТОГ

Семей открыл для нас подробности из жизни Шокана Валиханова более наглядно. Это был один из ключевых городов в судьбе исследователя. Но это не последняя точка нашего маршрута.

В следующем номере мы расскажем о путешествиях ученого в Алматинской области и Жетысу, где у хребта Алтын Эмель в 1865 году при загадочных обстоятельствах прервался его жизненный путь.

В этом здании находилась бывшая женская гимназия и зооветинститут. Это здание 1910 года постройки

Материал подготовлен в рамках проекта «По следам Шокана Валиханова», реализуемого ОФ «Жанашыр бол» по заказу акимата Сарыкольского района, Костанайской области.

Асхат НУРТАЗИН,
фото автора


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77