Транспортная связь – это не просто удобство, а жизненно важная необходимость для жителей Костанайского района.
Автобусное сообщение играет ключевую роль в обеспечении доступности работы, учебы и медицинских услуг для сельчан. Но насколько эффективно оно организовано? И достаточно ли рейсов, чтобы связать села с городом?
СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫ
Согласно Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом от 26 марта 2015 года, пригородными считаются автобусы, осуществляющие перевозки по маршрутам, соединяющим населенный пункт с пригородной зоной на расстояние до 50 километров от установленных границ населенного пункта. Именно в эту категорию попадают маршруты, связывающие сельские округа с городами Костанай и Тобыл.
Начиная с 2022 года ответственность за маршруты между областным центром, другими городами и селами Костанайского района легла на плечи отдела ЖКХ. Ранее за них отвечало управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог.
На сегодняшний день, по данным ЖКХ, в районе курсируют автобусы по пятнадцати пригородным маршрутам.
– Все автобусы выходят в рейс ежедневно. 108 маршрут работает в дачный сезон. Движение осуществляется с 16 апреля по 15 октября. В зимнее время спрос падает, поэтому автобусы снимают с рейса, – уточнили в ведомстве.
Однако так было не всегда. Серьезные проблемы с общественным транспортом свалились на сельчан Костанайского района в 2023 году. Запущенные в середине 2022 года три новых пригородных маршрута №119, 121 и 122 стали настоящим подарком для жителей близлежащих сел. Они связывали областной центр с 15 населенными пунктами. Но радость оказалась недолгой: менее чем через год инициатива сошла на нет. Сначала автобусы начали реже выходить на рейсы, а затем и вовсе прекратили движение.
Действующий на тот момент перевозчик ИП «Топоров К.А.» объяснил, что сложности в работе общественного транспорта возникли из-за убыточности маршрутов. По словам Топорова, ожидалось, что эти маршруты признают социально значимыми и расходы будут покрываться за счет субсидий, но процесс затянулся.
Необходимость обуславливалась возможностью перевозчика компенсировать убытки. Коротко говоря, для компенсации затрат перевозчиков и обеспечения доступности проезда формируется расчетный тариф, покрывающий реальные расходы на одного пассажира, в то время как действующий тариф значительно ниже этой цены. Компенсировать эту разницу можно как раз за счет субсидий из бюджета акимата. Однако субсидирование распространяется только на социально значимые маршруты, определяемые тарифной комиссией.
Решить этот вопрос получилось лишь зимой 2023 года. После ряда проверок и «бумажной волокиты» Костанайский областной маслихат все же решил добавить маршруты №119, 121, 122 в перечень социально значимых, и пригородные автобусы снова вышли в рейс.
Чтобы фиксировать количество пассажиров, с 1 января 2023 года в автобусах были установлены валидаторы для безналичной оплаты по дифференцированному тарифу. На данный момент стоимость проезда по маршруту №199 «Костанай – село Московское» составляет 650 тенге при оплате наличными, 260 тенге при оплате с помощью QR-кода или картой. Проезд по маршруту №121 «Костанай – Костомар» стоит 650 и 340 тенге соответственно. Больше всего сел охватывает маршрут №122: Жамбыл, Алтын дала, Енбек, Жуковка, Александровка и село И.Ф. Павлова. Цены разнятся в зависимости от дистанции: от 210 до 530 тенге при оплате наличными, от 120 до 280 тенге по безналичному расчету.
Тогда же в список социально значимых попал маршрут №118 «Костанай – Владимировка». С июня 2023 года его обслуживает ТОО «TTS».
– Хоть маршрут признан социально значимым, это не значит, что расходы на обслуживание идут за счет субсидий. Обслуживание автобусов также ложится на наши плечи. Но ту часть, которую мы теряем из-за тарифа при работе, нам возмещают. Стоимость билета средняя, так как если ставить дороже, это будет сильно бить по карману населения, что тоже неправильно. Но в убыток работать мы тоже не можем. Поэтому фактическая часть по тарифу нам докидывается из бюджета, – рассказал директор компании Алексей Бойченко.
БОЛЬШОЙ СПРОС
Особенно важным в транспортном вопросе становится связь между городами. Так, по данным отделах ЖКХ, города Костанай и Тобыл связывают целых 10 пригородных автобусов. Но нагрузки на транспорт это не снижает. Самый популярный маршрут здесь – №102. Благодаря протяженности он охватывает более 40 остановок в одну сторону, что позволяет беспрепятственно доехать из одного города в другой по доступной стоимости и без пересадок.
– Автобус часто переполнен, хотя ходит стабильно. Обычно до остановки «Универсам» большая часть пассажиров выходит, и можно ехать спокойно. С другой стороны, это единственный выход. Ездить на такси из города в город слишком накладно. В плохую погоду ценник иногда взлетает до 2000-3000 тенге, кому это надо?! А на автобусе хоть в тесноте, зато в разы дешевле, – отмечает жительница села Заречное Надежда Молоткова.
На 2024 год стоимость проезда от Костаная до Тобыла по маршруту №102 составляет 190 и 110 тенге по дифференцированному тарифу, доехать до Заречного лишь на толику дороже – 210 и 120 тенге соответственно.
Перевозчиком на данном маршруте является ТОО «TTS». По словам директора компании Алексея Бойченко, ежедневно на линии находятся 9 автобусов, которые двигаются с интервалом 15-20 минут. К слову, это заявление мы решили проверить с помощью приложения SMS BUS, вечером 18 ноября все 9 машин действительно оказались на маршруте.
– В последние несколько месяцев работа идет стабильно. Закрытие плана на 100%. Конечно, жалобы поступали раньше из-за долгого ожидания, но это все рядовые ситуации. Задержки происходят из-за аварий, погодных условий, а также из-за гололеда. Но сейчас у нас все налажено, никто не жалуется, – сообщил Бойченко.
Не меньшим спросом пользуется и маршрут №120 «Костанай – Рудный», который по пути обеспечивает транспортное сообщение еще с двумя небольшими селами – Перцовкой и Семилеткой. Обслуживает его ИП «Брунер», на маршруте ежедневно 4 автобуса, интервал движения – 40-50 минут.
– Уже два с половиной года работаем на этом маршруте. Проезд пользуется спросом, так как население у обоих городов приличное, люди ездят туда-обратно постоянно. Особенно в период с сентября по май количество пассажиров возрастает. Это студенты, которые ездят на учебу из Рудного в Костанай ежедневно, – сообщил руководитель компании Александр Брунер.
В ТУПИКЕ
Вопрос транспортной связи обостряется в холодное время года, когда сельчане особенно нуждаются в регулярном сообщении с городами. Большая часть рабочих мест в селах – это крестьянские и фермерские хозяйства. И как только сезон заканчивается, люди остаются без работы до весны, пока не начнется подготовка к посевной. Зимой сельчане вынуждены искать заработок в городах, и транспортная доступность становится особенно важной.
Учитывая то, что почти все села Костанайского района находятся от областного центра в радиусе от 20 до 40 км, самый удобный способ передвижения от точка А до точки Б в этом случае – пригородный автобус. Большая часть маршрутов связывает крупные населенные пункты и по пути «захватывает» небольшие села, таким образом осуществляя автобусное сообщение по всему району. Тем не менее, есть села, в которые автобусы не заезжают.
Так, к примеру, административный центр Майкольского сельского округа – село Майколь – вновь остался отдален от внешнего мира. Населенный пункт находится всего лишь в получасе езды от Костаная, но расположен дальше других от трассы, по которой ходит автобус. Остальные села округа Шеминовка, Рязановка и Арман, по данным отдела ЖКХ, лежат на маршруте №119, который связывает Костанай и село Московское.
Интересно то, что согласно маршрутным картам в приложении SMS BUS автобус сворачивает с трассы, чтобы доехать до Рязановки. Но здесь же разворачивается, не доезжая до Майколя, и возвращается на трассу.
Во время поездки корреспондента «НК» в Майколь в октябре этого года местные жители были недовольны отсутствием автобуса в селе.
– Одно время в рейс выходил частник на микроавтобусе. Цена за проезд была 700 тенге в один конец, это слишком много, чтобы просто ездить на работу. Почему не пускают автобус с города?! Говорят, якобы поселок тупиковый. Но раньше автобус ходил, и проблем не было. Сейчас же то на такси, то на попутках до города добираемся, – возмущались местные жители.
Однако сейчас ситуация улучшилась. По словам акима сельского округа Руслана Кембаева, перевозками пассажиров на данный момент занимается частник. Автобус ходит четыре раза в день по графику, правда стоимость проезда 700 тенге.
Таким образом, можно сделать вывод, что, как показывает опыт, своевременное взаимодействие между перевозчиками и местными властями являются ключевыми факторами обеспечения доступности и стабильности пригородного автобусного сообщения. Несмотря на ряд положительных изменений, в Костанайском районе все еще остаются села без транспортной связи с областным центром. И это ли не повод для властей подключиться к решению данной проблемы?!
Александра ГОЛОВКО,
скриншоты
из приложения SMS BUS,
фото Ларисы БОЖКО
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77