«НК» поговорил о новшествах, трудностях, планах и итогах деятельности ведомства с его руководителем Акбопе Манатовой
О РАБОТЕ ЦЕНТРОВ
Бюджет отдела занятости и социальных программ акимата Костаная растет ежегодно. Так, в сравнении с 2023-м, когда на эту сферу выделили 4,4 млрд тенге, в этом году вышло уже 5,5 млрд тенге, рассказывает Акбопе Манатова. Из этих средств 700 млн тенге предназначены на развитие и работу трех подведомственных отделу центров. Расскажем о двух, в деятельности которых произошли или скоро произойдут изменения.
Первый – Центр поддержки и адаптации семьи (ранее он назывался Центром адаптации для женщин и детей).
– С прошлого года нам передали четвертый и пятый этажи здания по ул. Кобыланды батыра, 37. Ранее они принадлежали отделу жилищных отношений, – объясняет руководитель отдела занятости. – И теперь мы туда заселяем не только одиноких женщин с детьми, но и целые семьи, у которых есть какие-либо проблемы. Сразу хочу сказать, отсутствие жилья в принципе – это не основание для заселения. Мы поддерживаем семьи, оказавшиеся в трудной ситуации, заключаем с ними договоры социализации и помогаем: трудоустраиваем, оформляем группу инвалидности, пособия и т.д. Раньше в этом центре можно было проживать три года, теперь год.
Акбопе Манатова отмечает, что центры поддержки семьи есть по всей республике и их главная миссия – оказывать консультативную помощь. Но в Костанае в таких учреждениях еще можно проживать. Это наш плюс.
Второй центр, который находится под шефством отдела занятости, – Центр адаптации для лиц без определенного места жительства. В учреждении имеется 42 койко-места, но зимой это ничтожно мало. Несколько лет чиновники и депутаты просили выделить средства для строительства еще части здания. В этом году наконец-то начата разработка ПСД. Она уже на стадии завершения. При хорошем раскладе и выделении денег в 2025-м начнутся работы. Согласно проекту, к имеющемуся пристроят еще одно двухэтажное здание, и в результате общее количество мест достигнет 100.
– Изначально мы хотели в новой части организовать столовую, чтобы не заказывать питание, а готовить на месте, но потом решили, что лучше оставить больше мест для постояльцев, – объясняет спикер. – Потому что если делать столовую, нужна будет еще кухня, овощехранилище. Тогда койко-мест получилось бы значительно меньше.
О ВЫПЛАТАХ
Значительная часть бюджета отдела занятости, конечно, уходит на пособия и различные выплаты.
В этом году, например, на АСП выделено 743 млн тенге. Напомним, с прошлого года эта помощь выдается в денежном эквиваленте. Ранее на установленную сумму нуждающимся семьям закупали продукты и бытовую химию.
– У нас на сегодняшний день 691 семья является получателями АСП. Они с начала года получили 214 млн тенге. Еще 539 семьям выплачено 24,9 млн тенге только на детей, – уточняет Акбопе Манатова. – Если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, то количество получателей АСП уменьшилось на 38,2%.
Почему так получилось? Во-первых, ежегодно повышаются зарплаты, меняется уровень прожиточного минимума. Кроме того, отдел занятости проводит работу по трудоустройству.
– Нужно понимать, что АСП – это временная мера, пока семья не встанет на ноги. У нас есть два вида АСП – обусловленная и безусловная. Тем, кому мы одобряем обусловленную выплату, трудоустройство – это как раз обязательное условие. Если человек отказывается, тогда АСП ему выплачивать прекращают и полгода человек не может претендовать на эту помощь, – констатирует спикер.
Если АСП – одна из самых популярных выплат, то жилищная – наименее востребованная.
– Количество ее получателей ежегодно уменьшается, потому что в основном это пенсионеры. Если в 2023 году у нас 788 семей получали жилищную помощь, то сейчас пока 412. На эти цели было направлено 9,3 млн тенге, – продолжает Акбопе Манатова.
Возможно, на уменьшение получателей этой выплаты повлияло следующее нововведение: если раньше заявления принимали в отделе занятости на бумажных носителях, то сейчас эту услугу автоматизировали и прием документов идет через egov.kz либо через ЦОН. Самостоятельно направляя заявления и прикрепляя квитанции, люди допускают ошибки, что приводит к снижению получателей выплаты. При этом все еще есть возможность прийти в отдел занятости и попросить помощи у специалиста в уголке самообслуживания.
Также из новшеств этого года – отделы занятости выплачивали по 100 МРП людям, пострадавшим во время паводков. В Костанае помощь получили 2009 заявителей на сумму 741,7 млн тенге. Большинство из них – дачники.
О ДОСТИЖЕНИЯХ
Акбопе Манатова первым рассказала газете «НК» о последних вопросах, рассмотренных и принятых депутатами маслихата. О них мы писали на сайте чуть ранее.
Также в этом году разработана альтернатива для участников ВОВ и приравненных к ним по вопросу поездок в санатории. Эта услуга отдана в конкурентную среду, то есть на госзакупки. Значит, кто победил, тот и работает, но для получателей это не всегда удобно.
– Два-три года у нас всегда выигрывала Южно-Казахстанская область. Людям в пожилом возрасте тяжело ехать так далеко, поэтому многие отказывались. Тогда мы внесли изменения в правила: человек может сам съездить в любой санаторий на территории РК и затем предоставить нам все документы для получения компенсации по затратам. Но есть лимит – не более 211 854 тенге. Это гарантированная максимальная сумма, – заключает Акбопе Манатова.
Еще одна хорошая новость – с этого года услугами инватакси могут пользоваться дети с аутизмом. Ранее у них такой возможности не было.
Ну и напоследок, конечно же, нельзя не напомнить о ремонте здания, где расположен отдел занятости. В декабре работы завершились, и сотрудники теперь работают в комфортных условиях. Стало гораздо удобнее и посетителям: больше не нужно толпиться у дверей кабинетов и спрашивать, кто последний. В учреждении появилась большая зона ожидания и электронная очередь.
– Мы специально заложили в проект видеокамеры с аудиофиксацией. Это очень дисциплинирует людей, – констатирует Акбопе Манатова.
Татьяна ФАЙЛЬ,
фото Ларисы БОЖКО
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77