Многие мелкие предприниматели еще не знают, что реализуемые товары им придется регистрировать в Национальном каталоге товаров. Изменения коснутся и выдаваемых кассовых чеков.
Новая система прослеживаемости товаров заработает уже с января 2026 года. Сегодня, по данным госорганов и разработчиков, идет процесс обкатки работы системы, а также синхронизация с государственными базами данных. Параллельно к работе в новых условиях готовят и контрольно-кассовые машины, которые потребуется перепрошить, чтобы дополнить чеки необходимой информацией.
Как отметили в Палате предпринимателей Костанайской области, для производителей товаров эта система хороша тем, что значительно улучшит ситуацию с контрафактом. Ведь в нацкаталоге будут представлены товары как отечественного, так и импортного производства. С помощью этой системы планируют увеличить объем легального оборота, а значит, и объем поступлений в бюджет.
Однако уже сегодня специалисты в сфере защиты прав предпринимателей отмечают, что для торговли новые правила могут обернуться головной болью. Пока о Национальном каталоге товаров знают немногие. Еще меньше людей понимают принцип работы нового портала учета.
Суть проста: каждый товар, внесенный в реестр, получит уникальный код. В нем будет «зашита» информация о производителе товара. При этом продавец может быть любым, как и импортер. Планируется, что таким образом покупатели и контролирующие госорганы смогут получать полную информацию о товаре. Эти данные будут указываться и в чеках.
То есть уникальный код для весового сахара одного из казахстанских заводов будет у всех продавцов одинаков. При этом кусковой или фасованный сахар, не расфасованный в точках продажи, нужно будет регистрировать отдельно. И так по всем товарным позициям.
Если говорить о сложностях торговцев, то здесь вполне возможна ситуация, когда розничные продавцы будут вынуждены самостоятельно регистрировать товары в реестре. Специалисты отмечают, что система маркировки обуви, украшений и одежды работает далеко не так хорошо, как планировалось изначально. На первых этапах оптовые импортеры оказались вне зоны внимания госорганов, и основную нагрузку приняли на себя реализаторы, которые были вынуждены нести временные и материальные затраты на маркировку товаров. С нацкаталогом, по мнению некоторых специалистов, ситуация может повториться.
Для потребителей ситуация пока неоднозначна. Сегодня предприниматели говорят о том, что придется выделять специалистов, которые будут заниматься регистрацией товаров в нацкаталоге. Лягут эти затраты на производителей или реализаторов — не столь важно. Ключевой нюанс в том, что расходы возрастут. И пока непонятно, насколько сильно и надолго. Многое будет зависеть от корректности работы системы Национального каталога.
Разработчики системы призывают бизнес уже сегодня начать регистрацию. Номенклатура товаров обширна, а на рассмотрение каждой заявки может уйти около трех дней, а в период массовой подачи документов — и того больше.
При этом пока штрафов за продажу товаров, которых нет в каталоге, не предусмотрено. С нового года товарам будут присваивать временные коды, а по истечении месяца направлять реализатору уведомление о необходимости регистрации.
Татьяна ШЕСТАКОВА, фото из архива “НК”/иллюстративное
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77
