Это касается и жителей Костанайской области, которые активно приобретают транспортные средства отечественного производства, а также «железных коней» китайских брендов. Здесь и статистика не нужна, все становится понятно, когда смотришь на проезжую часть…
Больше восьми лет назад в Казахстане задумались о том, как избавиться от «автохлама» на дорогах. Так, в апреле 2015 года АО «Банк развития Казахстана» запустило программу льготного автокредитования, где годовая номинальная ставка вознаграждения не превышает 4%. У жителей страны появилась возможность приобрести новые машины отечественного производства: JAC, Chevrolet, Ravon, Hyundai, Kia, Skoda, LADA и т.д. Правда, максимальная цена автомобиля не должна превышать 15 млн тенге, а первоначальный взнос составляет 10-20% от его стоимости.
Программа до сих пор пользуется спросом, но объемы финансирования незначительны, поэтому люди ждут одобрения заявок длительное время.
– По состоянию на 26 октября 2023 года банками второго уровня выдано 17 093 кредитов для приобретения автотранспорта отечественных производителей на общую сумму 87 278 млн тенге, – сообщает пресс-служба БРК.
В 2022 году госкомпания «Жасыл Даму» выделила 100 млрд тенге на «льготку». Казахстанцам предлагали купить авто без первоначального взноса под 4% годовых. Эти условия вызвали ажиотаж. Буквально через пару месяцев банки-агенты перестали принимать заявки. Стали ждать, пока накопятся средства от погашений автокредитов. В итоге в этом году было принято решение отменить эту программу, переориентировав ее на автобусные парки.
Таким образом государству удалось обратить внимание жителей страны на автомобили, собранные в Казахстане. Продажи стали бить рекорды.
ЗНАК КАЧЕСТВА
Как сообщила президент Казахстанского автомобильного союза Анар Макашева, август продолжил тренд на рекордные продажи в Казахстане, сформированный в начале лета. Было реализовано 18 тыс. единиц.
– Это лучшие показатели не только 2023 года, но и за всю историю казахстанского авторитейла. Рынок оживился после глобального кризиса последних лет, связанного с дефицитом комплектующих и проблемами логистики. Появились новые бренды, которые дилеры активно презентуют, – отметила Макашева.
Так, в ТОП-10 самых продаваемых марок входят Hyundai, Chevrolet, Kia, Chery. На пятом месте значится костанайский JAC. За 8 месяцев продано 874 единицы. Активно реализовываются и завезенные китайские бренды Haval и Changan.
Всего с начала года казахстанскими дилерами продано более 120 тыс. авто разных марок и моделей, в то время как за весь 2022 год было приобретено 123,8 тыс. новых легковых и коммерческих авто.
Лидером производства в этом году остался наш костанайский автомобильный завод Allur. Да и машины, выпущенные здесь, бьют рекорды продаж.
ЗДОРОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
Многие читатели «НК» обратили внимание на то, что по дорогам областного центра стало больше колесить автомобилей китайских брендов. В связи с этим в социальных сетях появляется все больше «экспертов», которые выражают свою точку зрения по этому поводу: одни считают, что эти машины не выдержат наших морозов, другие уверяют, что они быстро сгниют, третьи говорят, что после того, как машина пройдет 50-80 тыс. километров, станет регулярным клиентом СТО.
– Есть проверенные временем авто, их и нужно приобретать, – советуют друг другу костанайцы.
А что же на этот счет думают местные дилеры?
Руководитель отдела маркетинга группы компаний «Автодом» Ольга Ли рассказала, что авто китайской марки Changan появились в Костанае в 2019 году. Клиенты, которые приобретали первые автомобили бренда, после выхода обновленных моделей часто возвращаются в «Автодом» за покупкой. Они очень хорошо отзываются о бренде, в котором их устраивает и качество, и цена.
– JAC – это ведь тоже китайский бренд, только его модельный ряд собирается на костанайском заводе Allur, поэтому часто его называют отечественным, – говорит Ольга Ли. – Костанай всегда в числе лидеров по продажам JAC в рейтинге по регионам, относительно высока у нас и доля бренда. То есть JAC завоевал доверие покупателей, много костанайцев ездят на этих автомобилях. В целом машины китайских брендов современные и технологичные, в них часто можно увидеть схожие внешние черты и технические особенности премиальных европейских брендов. И если вы слышите не очень хорошие отзывы о китайском автомобиле, то это совсем не значит, что бренд плохой, чаще всего проблема в конкретном автомобиле. Но от этого не застрахована ни одна марка. Мы все знаем истории, когда из-за технического сбоя или ошибки автопроизводитель отзывает автомобили целыми партиями. Другое дело, как тот или иной бренд выходит из подобной ситуации.
Менеджер отдела продаж автокомплекса «Тарлан» Богдан Тулубаев отметил, что еще несколько лет назад люди с недоверием относились к автомобилям китайских брендов, называя их «фольгой». Однако, когда с рынка из-за санкций ушли некоторые модели автомобилей, костанайцам пришлось выбирать из того, что есть. Тогда-то во внимание местных жителей и попали такие машины, как JAC, Jetour и Chery. Кстати, первые две марки собираются на костанайском автомобильном заводе Allur.
– У костанайцев стоял выбор купить, например, семиместную машину корейского бренда или такой же вместительности, но китайскую. Как правило, выбирали последний вариант. Отвечу почему. «Китайцы» более укомплектованные, богатые, при этом цена намного ниже – от 9 990 000 тенге до 14 млн тенге. В это же время семиместные «корейцы» продаются от 20 млн тенге, – делится подробностями Богдан.
Он же развеивает мифы по поводу качества авто китайских марок.
– Понятно, что никто не покупает одну машину на всю жизнь. Но все хотят, чтобы их автомобиль прослужил как можно дольше. Об этом задумываются и заводы. Сейчас транспортные средства проходят антикоррозийную обработку кузова. Наверное, единственная деталь, которую не покрывают антикором, это крыша, – отмечает Богдан Тулубаев. – К тому же всем покупателям дается пятилетняя гарантия от сквозной коррозии. Работает Закон о защите прав потребителей.
Дилеры подчеркивают, что популярным автомобилем уже несколько лет остается Chevrolet Cobalt. Эта марка считается самой бюджетной – стоимость начинается от 7 млн 390 тыс. тенге. Цена зависит от комплектации.
СМАРТФОН НА КОЛЕСАХ
Совсем недавно известный костанайский, как он сам себя называет, поющий ведущий Азамат Ибраев пересел с Toyota Camry на Jetour Dashing. У него мы и узнали, не пожалел ли он о своем выборе.
– В первую очередь я приобрел Jetour, потому что он собирается на нашем костанайском заводе Allur. Сделал ставку на патриотичность и не прогадал. В автомобиль влюбился с первого взгляда, – утверждает Азамат. – Это не машина, а смартфон на колесах. Здесь есть голосовой помощник, с помощью которого можно открыть те же окна. Нет ни одной кнопки, все управляется с помощью планшета. Но можно переключить на джойстик на руле, что очень удобно. Кроме того, есть встроенная камера, которая работает на 360 градусов. Рычаг переключения скоростей находится на руле, как у Mercedes. А еще здесь отличная оптика.
После приобретения Jetour Dashing на Азамата обрушилась волна негатива. Костанайцы писали ему в соцсетях, что он зря променял своего «японца» на «китайца». Но Ибраев находит что ответить хейтерам.
– Специально для нашего холодного региона Jetour оснащен аккумулятором с большой емкостью. Двигатель и мокрый робот проверены годами. Раньше китайские заводы изготавливали комплектующие на BMW, Mercedes, Volvo и др. Года два назад там решили разорвать контракты со всеми марками, а все «ништяки» использовать в своих автомобилях, – подытожил Азамат.
НА СТО ТОЛЬКО ПО МЕЛОЧИ
«НК» также обзвонил станции технического обслуживания, чтобы узнать, как часто автомобили китайских брендов загоняют на серьезный ремонт. Поговорив с пятью крупными автомастерскими, стало понятно, что эти машины нечастые гости у них.
– К нам загоняют «Джаки» с огромными пробегами для того, чтобы поменять колодки или подшипники. Это выносливые машины! Такие же дела обстоят с китайскими гибридами. Автомобили не только красивые, но и качественные, – заверил мастер-приемщик СТО Gold Avto Сахиб Насибов.
К слову, мы всегда боимся чего-то нового и долго привыкаем к этому. Наши дедушки считали, что лучше «Волги» машины не будет, мы думали, что никогда не пересядем с «Мерседесов» или «Тойот»… Времена меняются, все совершенствуется с каждым годом, и мы с вами тоже!
Валерия ВАХНЕНКО, фото Ларисы БОЖКО, инфографика
Дариги АЙМУЛДИНОВОЙ
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77