Надежда Волосян 56 лет посвятила профессии учителя
Ее знают многие. Ведь эта яркая женщина была педагогом для огромного ученического круга. Ее уроки русского языка и литературы вдохновляли, восхищали, заставляли думать и анализировать. И даже выйдя много лет назад на пенсию, Надежда Волосян продолжила преподавать, а с 2019 года занялась воспитательной деятельностью.
Сегодня «НК» беседует с заслуженным педагогом на злободневные темы в сфере образования, об ее отношении к реформам и новоязу.
– Надежда Петровна, мы знаем, что общий педагогический стаж вашей семьи более 200 лет. В чем ваш секрет?
– Действительно, мой дед, отец, мать и две сестры – педагоги. Родители, Петр Трофимович и Мария Владимировна Фроловы, были учителями начальной школы села Большое Федоровского района. А мы, три сестры, Нина, Надежда и Татьяна – учителя русского языка и литературы. А на выбор профессии, думаю, повлияла наша малая родина – село Большое, где с одной стороны речка Тогузак, а с другой – березовые околки. Наш домик располагался прямо на берегу реки, представляете? И всю эту природную красоту я впитывала с детства. Думаю, после таких живописных мест, которые мы видели каждый день, я не могла не стать литератором (улыбается).
– А ваши дети? Они прервали семейную династию?
– Учителями дети не стали. Сын Александр и дочь Оксана имеют юридическое образование. Хотя оба хотели стать педагогами, а сын даже отучился два курса на истфаке, а потом еще четыре года на Кипре, сейчас живет в Чехии. Дочь в Костанае. Мой муж Александр Николаевич, с которым прожили всю жизнь, был врачом-хирургом.
– Вы так красиво описали свою малую родину. А ведь в селе Большое родился известный костанайский предприниматель Василий Розинов. Наверное, вы хорошо знакомы?
– Конечно! Больше скажу, мы жили по соседству. У них была большая семья. Мои родители учили, наверное, семерых детей Розиновых. Даже я у некоторых преподавала.
– Надежда Петровна, вы в педагогике уже более 50 лет. Есть ли у вас свой подход, методика, а может быть секрет, благодаря которому дети к вам тянутся?
– Я считаю, что учитель всегда должен быть рядом с детьми, чтобы они почувствовали поддержку. Я ни разу не говорила ученику, что мне некогда. Вот перемена – мне нужно срочно решить какой-то вопрос, а вот ученик стоит рядом. Так кому я отдам предпочтение? Конечно, ученику. И еще очень важный момент. Только работая и с учениками, и родителями педагог может добиться результата. Я всегда проводила родительские собрания вместе с детьми и их родителями. Это очень важно.
– Вы воспитали не одно поколение выпускников, с кем-нибудь поддерживаете связь?
– Ребята с каждого выпуска приходят ко мне на встречу через каждые пять лет. Даже пандемия этому не помеха. Если бы вы видели, как меня навещали выпускники! Один раз они собрались на площадке во дворе моего дома, машут мне и кричат: «На-деж-да Пет-ров-на!». Во дворе, в масках стоят уже такие взрослые, а я смотрю на них с лоджии, и слезы наворачиваются… Это ли не счастье?
– На ваше время выпало множество образовательных реформ. Какое у вас отношение к ним?
– Я знаю хороших учителей, которые работали по определенной системе, потому что так диктовала очередная реформа. У меня же подход такой – я считаю, что важно развивать душу человека. Наполнять его духовным содержанием. Любую реформу необходимо пропускать через свое творческое видение.
– А что насчет учебников? Многие педагоги используют именно старые советские учебники в качестве учебного пособия. Что вы думаете об этом?
– Конечно, старые учебники были прекрасными. Но сопоставлять старые и новые учебники мне кажется, неправильно. Они просто совсем по-другому построены. Я какое-то время даже была в экспертной комиссии. Могу сказать, что новые учебники направлены на расширение кругозора, интеллекта учащихся. Для общего развития это хорошо. Заслуга же старых учебников – в системе правил. Когда преподаватели используют в дополнение к новым учебникам старые, я отношусь к этому положительно.
– Русский язык тоже меняется. Сейчас очень много слов заимствуется из других языков. Как вы считаете, такая тенденция ведет к развитию языка или к его деградации?
– Я за чистоту русского языка. Почему я должна использовать иностранное слово, где есть прекрасное наше? Конечно, те же слова – листок, ручка, тетрадь пришли к нам из греческого, латинского, французского, но они уже обрусели. А сейчас что? Эх, менеджер-менеджер… А это не тот же завхоз в школе? Конечно, сейчас развивается бизнес, техника, экономика, и нам нужны слова для обозначения новых терминов. Но нужно знать во всем меру.
– Мы предлагаем вам провести небольшой эксперимент. Я назову некоторые слова, которые часто использует молодежь, а вы попробуйте дать определение.
– Давайте! (слышен задор в голосе).
– Кринж, чилить, краш, на изи.
– Я таких слов даже не слышала, давайте попробую предположить. Кринж – это когда что-то не так. Чилить – разбирать что-то. Краш – нечто особенное. На изи – значит с особым желанием.
– Вы правы 50 на 50. Кринж – это чувство стыда за чьи-то действия. Краш – это предмет воздыхания или кто-то особенный. Чилить – означает отдыхать, на изи – с легкостью.
– Вот видите, что-то пришло на ум и даже оказалось верным (улыбается).
– Вы, как учитель русского языка, наверняка, обращаете внимание на ошибки, которые бывают на вывесках, билбордах, в магазинах нашего города. Хочется авторам сделать замечание?
– Ой, я так возмущена! Для меня это больная тема. Даже сегодня стояла в очереди в «Рахате» и увидела в объявлении пять ошибок. На рынке видела надпись: «На против машины не ставить», Вы представляете? А как-то села перед телевизором с ручкой и бумагой, сколько я тогда выписала ошибок из речи ведущих! А ведь такие люди должны быть грамотными.
– Можно ли утверждать, что люди стали менее грамотными? Или раньше было столько же ошибок?
– Ошибок стало больше. Раньше люди читали, видели эти слова и зрительно запоминали их. А сейчас игнорируют не только книги, но и словари. А ведь французский писатель Анатоль Франс говорил, что словарь – это вселенная, расположенная в алфавитном порядке. А кто сегодня в словарь заглядывает? В интернете же можно быстренько посмотреть, как слово правильно пишется или произносится.
– Давайте поговорим о книгах. 24 декабря прошла презентация вашей первой книги «Профессия учителя – моя муза». Почему вы решили написать книгу только в 2021 году?
– Мне многие говорили, что я должна написать книгу. Но только Гульфия Дандыбаева (директор школы-лицея №2 – прим. ред.) смогла направить меня. Пока я писала, чувствовала ее поддержку, за что ей огромное спасибо. К тому же, в прошлом году у меня был юбилей – 75 лет, это прекрасный повод для создания книги.
– Что насчет второй книги? Когда нам ее ждать?
– Пишу уже сейчас. Это будет сборник детских сказок. Я давно пишу сказки, а наш библиотекарь вывешивает их на стенды, чтобы детки читали на переменах. Директор же увидела и говорит, пишите, я вам помогу и вторую книгу выпустить.
– Вы уже на пенсии, но до сих пор продолжаете работать. Откуда черпаете столько сил и энергии?
– Знаете, я дома, как птица в клетке. А когда иду в школу – я пишу, провожу занятия. И даже веду свой инстаграм (@nadezhdavolosian). Зачем мне это? Да потому что у меня потребность души делать что-то, делиться знаниями.
– Какие слова напутствия вы можете дать молодым преподавателям?
– Во-первых, учитель должен найти подход ко всем ученикам. Видеть в каждом ребенке личность. Вот некоторые говорят, что есть трудные дети. Это не так! Когда ребенок чувствует, что к нему относятся с уважением, то он очень охотно идет на контакт. Проверено (улыбается). И во-вторых, учитель должен идти в ногу со временем. Он не должен превратиться в верстовой столб, который другим путь указывает, а сам стоит на месте.
Екатерина БАЙНЯШЕВА,
фото Абиля ДОЩАНОВА
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77