Сегодня казахстанские СМИ, особенно печатные, переживают не лучшие времена – небольшие зарплаты, дефицит кадров, снижение подписки
При этом требования к медиа все время повышаются – необходимо развивать сразу несколько площадок, быть оперативными, освещать проблемы, в то же время не забывая про аналитику и глубину. Как все это совместить и не просто удержать СМИ на плаву, а развивать его? Об этом говорим с директором-главным редактором Костанайской областной газеты «Қостанай таңы» Кенжеш Амановой.
О КАЗАХСКОЙ ПРЕССЕ
– Вы возглавляли в Рудном двуязычное медиа, теперь руководите казахоязычным изданием, есть ли отличия?
– Главная задача любой прессы – это достоверное и оперативное информирование населения. И несколько последних лет СМИ стали больше внимания уделять читателям, слушателям, их проблемам и темам. Нам важна обратная связь. Это приоритеты любой редакции, вне зависимости на каком языке она работает.
У каждого медиа своя аудитория и читатели. В казахоязычных изданиях я бы отметила чистоту государственного языка. Для смешанных редакций главной аудиторией являются люди, которые хорошо знают и русский, и казахский. И если смотреть с точки зрения языковой политики, то в таких СМИ материалы на казахском языке больше направлены на его изучение. Они информационные, понятные каждому читателю. А казахоязычная пресса заточена на развитие и чистоту языка. Главный потребитель здесь – читатель, владеющий и думающий на госязыке. И материалы более глубокие, литературные, они затрагивают исторические темы.
– У нас северный регион, и пока русскоговорящее население преобладает, соответственно и прессы больше на русском языке. Назрела ли необходимость увеличивать количество изданий на казахском языке?
– Я считаю, что время уже пришло, и контента на госязыке должно становиться больше. Ведь чем чаще люди будут читать, видеть, слышать материалы на казахском языке, тем больше возникнет в них потребность. Люди, живущие в Казахстане, должны владеть государственным языком. И увеличение доли казахоязычного контента этому поможет. Так как даже русскоязычные читатели, увидев свое фото или материал о себе в газете, обратят на него внимание, сохранят, поделятся с друзьями.
– Мы в «НК» столкнулись с такой проблемой. В редакцию обратилась казахоязычная читательница с проблемным вопросом. Журналист из казахской редакции выслушал ее и собирался написать материал, но женщина заявила, что хочет, чтобы статью напечатали на русском. Мол, тогда на нее обратят внимание заинтересованные органы. У людей сложился такой стереотип. И по этой же причине казахоязычные журналисты пишут мало проблемных материалов. Как избавиться от этого? И что сделать, чтобы на госязыке стало больше острых репортажей?
– Дело не в том, что материал на казахском языке не дойдет до нужных руководителей. И не в том, что журналисты не поднимают острые вопросы. Поднимают. Многие вопросы в регионе решаются благодаря материалам на госязыке. Например, казахские редакции часто писали и снимали про мечеть Марала ишана и ее вновь открыли. Тема про нехватку учебников тоже не сходила со страниц казахской прессы. И это помогло.
Тут вопрос вот в чем. У нас коренное население знает два языка, соответственно материалы на русском языке охватят большую аудиторию. Поэтому люди до сих пор стремятся рассказать о своих проблемах изданиям, вещающим на русском языке. И часто редакторы в двуязычных СМИ отдают проблемные темы именно русскоязычным журналистам. Надо искоренить эту практику. Чем больше будет злободневного и острого контента на госязыке, тем быстрее люди привыкнут. Казахоязычным журналистам надо быть уверенными и заниматься проблемными темами.
– Согласна. Ведь сейчас в области нет казахоязычных журналистов с громкими именами. А между тем наш регион – это родина Ахмета Байтурсынова, который всегда был за правду, поднимал острые темы, боролся за справедливость.
– Конечно, каждому журналисту нужно стремиться быть таким, как Ахмет Байтурсынов. Это даже наша обязанность, так как Байтурсынов первым создал казахский алфавит и популяризировал его. И я думаю, что в скором времени у нас появятся прославленные журналисты. Сейчас грамотная и талантливая молодежь, которая не боится говорить правду. И это хорошо.
– Кенжеш Оразгалиевна, на что необходимо делать ставки, чтобы казахская пресса развивалась, чтобы было больше интересных материалов на государственном языке?
– Для любой прессы, в том числе и для казахских редакций, важно не только говорить о проблемах, но и делать так, чтобы они решались. Чтобы читатели видели нашу помощь и чувствовали поддержку. А еще не нужно ждать, когда кто-то пожалуется, а самим искать значимые поводы для материалов.
Казахской прессе также стоит поддерживать темы национального воспитания, культуры, традиций. Растут наши потомки, дети. Нужно, чтобы они не забывали историю и язык своего народа. И пресса этому должна способствовать.
О КАДРАХ, ПОДПИСКЕ И ЧИТАТЕЛЯХ
– Вы отметили молодежь. И тут сразу возникает вопрос кадров и их подготовки. Для русскоязычных СМИ это большая проблема.
– Кадровый голод сейчас во всех медиа вне зависимости от языка. Конечно, есть интересные студенты, они приходят на практику, учатся, пишут, снимают. Многие потом уезжают работать в столицу, а другие выбирают для себя SMM-направление, что-то связанное с видео, это сейчас популярно. И лишь малая часть остается в журналистике. Вот на них надо делать ставку, учить и передавать опыт.
– Для печатной прессы еще одна проблема – подписка. Она падает у всех. Некоторые республиканские издания даже закрыли печатные версии. Читатели уходят в интернет и социальные сети. Что с этим делать? Как сохранить прессу на плаву?
– Сейчас на первый план выходит контакт с читателями, с подписчиками. С людьми надо говорить о газетах, вести беседы, рассказывать, кто мы, о чем пишем и какие результаты приносит наша работа. Объяснять, насколько важна именно печатная пресса, потому что за счет нее держатся сайт и соцсети. Надо выстраивать обратную связь. После общения с журналистами люди должны сами захотеть выписывать и читать газеты.
– Журналистам этично заниматься саморекламой? Или подписку должны координировать менеджеры?
– Мне кажется, что для издания хорошо, когда его рекламирует и просит читателей подписаться на газету именно корреспондент. Это же единая редакция, и все должны работать на одну цель. Журналисты – это лицо газеты, через них осуществляется связь с читателями, которые доверяют им. И когда он рекламирует газету, больше вероятности, что человек ее выпишет. Люди доверяют именно журналистам, а не менеджерам, которых не знают.
– Получается, что журналист – и швец, и жнец… А как в этом случае быть со вторым проблемным вопросом – низкой заработной платой? Сегодня представители медиасферы, особенно в регионах, зарабатывают мало.
– Государство, выделяя госсоцзаказ, поддерживает СМИ. Но мы находимся в бизнес-среде, нам надо учиться зарабатывать, чтобы повышать зарплату сотрудникам. Сейчас есть разные возможности: реклама, коммерческие проекты, заказы, опять же подписка. Надо искать. Выражение «журналиста ноги кормят» сейчас актуально как никогда во всех смыслах! Надо работать, если мы выбрали такой путь.
– Как вы оцениваете современного читателя? Сейчас больше вдумчивых людей или тех, кто быстро пролистал ленту, сделал информационный срез и все?
– Читатели разные. Но сейчас в основном востребованы небольшие материалы и короткие новости. Иногда люди говорят, мол, зачем нам огромные статьи, мы не дочитываем до конца. Но я считаю, что тут все зависит от подачи. Если интересное начало, то материал захочется дочитать до конца. Поэтому как бы время не менялось, а в журналистике должны быть статьи разного формата, содержания и глубины. На каждый контент найдется своя аудитория. И думать, что глубокие аналитические материалы читают только люди старшего возраста, большое заблуждение.
СМИ И ПОЛИТИКА
– Кенжеш Оразгалиевна, вы партийный человек, вот уже два года депутат Рудненского городского маслихата. Как считаете, журналист может совмещать профессиональную деятельность и партийную карьеру? Должен ли?
– Если журналист обретает статус депутата, он становится ближе к народу, к общественности. А через партийную линию может помогать людям решать их проблемные вопросы. Депутаты часто входят в состав комиссий, где продвигают нерешенные проблемы тех, кто к ним обратился.
Став депутатом, я увидела работу исполнительной власти изнутри и имею больше возможности наладить диалог с людьми, чтобы понять и помочь им решить наболевшие вопросы уже не только через СМИ, но и депутатские каналы. Поэтому считаю, что журналистика и депутатство дополняют друг друга, делают работу более эффективной.
– Не планируете продолжить депутатскую деятельность в Костанае?
– Мое депутатство в Рудном еще не завершено, поэтому про Костанай пока не задумывалась. Но в целом мне нравится эта общественная работа и я бы продолжила свой путь в ней. У меня есть желание помогать людям и объединять их. Я по духу организатор.
Досье:
Кенжеш Аманова окончила казахскую школу в Амангельдинском районе, затем Аркалыкский сельхозколледж по специальности «экономический анализ хозяйственной деятельности». Получила высшее образование в Центрально-Азиатском университете по специальности «финансы и кредит», а также в КГУ им. Байтурсынова по направлению «филолог казахского языка и литературы». Прошла курсы обучения по современной службе новостей в США и ОО «Интерньюс-Нетуорк».
Трудовой путь начала сразу в журналистике, в 1997 году устроилась диктором на телевидение «Акцент» в Лисаковске, потом стала корреспондентом. В 2000 году назначена редактором казахской редакции.
С 2004 года работала в Рудном радиоведущей, потом перешла на телевидение, параллельно писала для газеты «Рудненский рабочий». В 2010 году назначена ответственным редактором, затем директором ТРК «Рудный дауысы», после стала главным редактором ТОО «Rýdnyi media», включающем ТВ, радио и газету.
С 2022 года возглавляет областную газету «Қостанай таңы».
Есть сын, студент, занимается спортом.
Ольга ГОРАЙ,
фото Ларисы БОЖКО
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77