Костанай и костанайцы Социум

Клинический психолог о том, как влияют TikTok-тренды на психику детей

Веселые танцы, челленджи и розыгрыши. Что может быть негативного в этом? Как оказалось, развлекательная картинка не такая уж и безобидная

Об этом «НК» рассказала костанайский специалист Людмила Должикова.

Практический стаж нашего спикера уже более 30 лет. В свое время она была психологом в детской областной больнице, занималась с детьми, которые поступали в травматологическое или неврологическое отделение, работала в Центре медицины катастроф при ДЧС, затем стала давать заключения по пыткам, сейчас сотрудничает с фондом «НеМолчи» и ведет частный прием. Людмилу приглашают в суды в качестве эксперта в рамках уголовных и административных дел, где фигурируют дети.

ПРОВЕРКА ВОЛИ

Итак, TikTok. Первый тренд, который мы рассмотрим, представляет собой некую игру. Родители оставляют ребенка один на один в комнате с его любимой едой, чаще всего сладостями, и дают задание: не есть в течение определенного времени. Обычно выбирают промежуток, не превышающий 10-15 минут. Если малыш не поддался искушению, то он получает вдвое больше вкусностей в качестве поощрения.
Такое испытание стало очень популярным. В TikTok можно увидеть тысячи видео разных семей. Одни дети успешно выполняют задачу, другие – нет. Есть ли польза от этого?

Людмила объяснила, что за основу вирусного тренда взят известный психологический эксперимент. Проводили его не просто так, а с целью определить, насколько ребенок владеет чувством самоконтроля.

– Большинство детей все-таки не может устоять перед таким соблазном. Некоторые используют дистанцирующие приемы в своем поведении, поглаживая лакомства или играя с ними, – объясняет психолог. – Удивительно, но вывели закономерность, что дети, у которых хватало самоконтроля на начальном этапе, будучи взрослыми, реже мучались от зависимостей. Были более усидчивыми и трудолюбивыми, не страдали обжорством. Легче справлялись со стрессом и достигали своих целей.

Получается, что TikTok полезен и в некоторых случаях даже помогает определить, есть ли у ребенка проблемы с самоконтролем или нет?

СОРЕВНОВАНИЯ – ЗАЛОГ УСПЕХА?

В эту группу мы объединим сразу несколько трендов состязательного характера. Конкурентами в данном случае выступают родитель и ребенок.
Видеоролики первого типа представляют соревнования в каком-либо виде спорта между родителем и ребенком. Например, кто больше закинет мячей в корзину, покажет большую гибкость или подымет больше тяжестей. Чаще всего в видео фигурируют не малыши, а подростки. Стоит отметить, что в челлендже делается упор на честность.

– Действительно, такие видео стимулируют ребенка на достижение результатов. К тому же совместное времяпрепровождение с родителями – это хороший момент. Но есть и обратная сторона медали. Подросток ориентирован в таких видео на положительную реакцию зрителей. В него закладывается программа вызывать симпатию и даже угождать окружающим, – рассуждает специалист. – Став взрослыми, эти дети чаще всего начинают действовать лицемерно в погоне за одобрением друзей, партнера, которое они когда-то получали от зрителей. А если искать искренность, строя при этом лицемерные отношения, человек будет страдать от неразделенной любви.

Рассмотрим еще одну некогда вирусно популярную тенденцию. Суть такова: с закрытыми глазами ребенок вместе с родителем начинает наперегонки есть длинную конфету в виде ленты. Побеждает тот, кто быстрее съест. Понятно, что в таком соревновании одержит верх взрослый. Но чтобы не расстраивать ребенка, они используют небольшую уловку: незаметно для малыша отрезают часть его конфеты, давая фору. По сути малыш побеждает путем обмана.

– В данном случае отец подыгрывает дочери, чтобы она чувствовала себя победителем, приложив минимум усилий. В детских центрах, школах периодически наблюдаю картину, когда нет проигравших. Все получают призы. То есть делается акцент на сиюминутных эмоциях, чтобы ребенок не расстраивался сейчас. А в будущем мы закладываем детям понимание того, что можно быть посредственным, не прикладывать усилий – ведь приз все равно получишь, – анализирует собеседница.

ИГРАТЬ НУЖНО ПО ПРАВИЛАМ!

Последние несколько месяцев в TikTok стали появляться милые на первый взгляд видео: родители с ребенком приходят в супермаркет, где малышу дают задание – купить продукты для ужина. Чтобы малютке легче было сориентироваться, ему дают уточнение, к примеру, на ужин у нас будет пицца. Пользователи TikTok считают, что такая самостоятельная закупка положительно влияет на ребенка и развивает его самостоятельность. Правда ли это?

– Концепт очень хорош и действительно может позволить развить самостоятельность ребенка. Но давайте быть более придирчивыми к деталям, ведь в них вся суть, – предлагает эксперт. – Мы видим, что изначально были установлены четкие правила, которые ребенок очень скоро начал нарушать. В корзину уже отправились не только продукты для пиццы, но и конфеты, игрушки. Вместо того чтобы объяснить малышу, что тот нарушает правила игры, родители начинают смеяться и потакать ему. Но ребенок ведь видит, что мама с папой проявляют слабохарактерность. Игра на грани срыва, а мама за кадром говорит, что все идет по плану. У детей возникает диссонанс. Мы видим лицемерное отношение к ребенку ради одобрения зрителей и их лайков.

УЧИТЕЛЯ И TIKTOK

Все больше педагогов стали заводить свои странички в этой соцсети. Изначально в видео раскрывалась учебная информация, которую преподносили в неформальном виде. Со временем учителя стали снимать популярные TikTok-танцы и участвовать в различных челленджах. Не теряет ли в таком случае педагог авторитет в глазах учеников и их родителей?

Психолог считает, что с одной стороны это хорошо, ведь учитель старается взаимодействовать с детьми, используя интересные им вещи, идет в ногу со временем. Но существует другая проблема.

– Почему часто школьники ненавидят определенный предмет? Учащиеся ассоциируют каждую дисциплину с педагогом, который ее ведет. Если манера преподавания не нравится, то ребенок не заинтересован в изучении предмета. Чтобы школьникам было интересно учиться, один TikTok не поможет, ведь важнее, как педагог доносит информацию в учебное время, любит ли он свою работу и достаточно ли компетентен в ней, – говорит Людмила Должикова.

ИТОГИ

В некоторых случаях TikTok может положительно повлиять на ребенка. Но общая тенденция такова, что происходящее в сети способствует потере индивидуальности.

– Челлендж – это подражательство. На их основе не формируется мышление. У детей закрепляется мысль, что не надо размышлять и создавать что-то свое, достаточно повторить что-то популярное. Это ведет к обезличиванию, отказу собственного «я» в угоду всеобщему конформизму, желанию быть принятым за своего, – считает специалист.

Екатерина БАЙНЯШЕВА, фото из архива «НК»
и скриншоты с видео


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77