Костанай и костанайцы Экономика

Когда индустриальная зона в Костанае начнет приносить прибыль?

На сегодняшний день из ее общей площади, которая составляет 400 гектаров, занято участниками 312,33 га, инфраструктурой и административно-бытовым комплексом – 29,67 га. Свободная территория – 58 га.

ПРЕДПРИЯТИЯ

Функционирует индустриальная зона (ИЗ – прим. ред.) с 2018 года. Управляющая компания – АО «СПК «Тобол». Прошлым летом «НК» писал, что за это время здесь заработали только два предприятия. На данный момент ситуация не изменилась.

– В 2018 году совместно с Минским тракторным заводом налажено производство тракторов марки «Беларус». Инвестору был предоставлен корпус площадью 2,4 тысячи кв.м, где уже на протяжении пяти последних лет осуществляется производство данного вида техники. Инвестиции в проект составили более 2 млрд тенге, – говорят в АО «СПК «Тобол». – В 2019 году был привлечен Петербургский тракторный завод для выпуска тракторов «Кировец». Сюда вложили тоже 2 млрд тенге. И в этом случае СПК предоставила производственное помещение площадью 2,8 тысячи кв.м.

В секторе машиностроения на территории ИЗ ТОО KamLitKZ реализует крупные проекты стоимостью порядка 240 млрд тенге с созданием более 1000 рабочих мест. Весь 2023 год костанайцы говорили о том, что открытие завода состоится осенью во время проведения форума приграничного сотрудничества. Но этого не произошло.

– В настоящее время в Костанае ведется масштабное строительство двух современных производств по изготовлению чугунных отливок для двигателей внутреннего сгорания и компонентов ведущих мостов (балки и главные передачи). Планируемый запуск – 2024 год, – сказано на официальном сайте организации.

С ТОО KIA Qazaqstan у СПК заключен договор на строительство завода. Товариществу предоставлен земельный участок площадью 70 гектаров. Стоимость проекта – 90 млрд тенге, это собственные и заемные средства. Будет создано около 1 500 рабочих мест. Запустить завод планируют к 2025 году.

– ТОО TEHNOPARK KZ ведет строительство локализационного центра по производству автокомпонентов, для реализации предоставлен земельный участок площадью 9,9 гектаров. Проектом предусмотрен выпуск сидений, систем отвода выхлопных газов, пластиковых элементов кузова, электрических жгутов и другое. Мощность проекта 70 тысяч комплектующих в год, с созданием около 700 рабочих мест, – сообщают в АО «СПК «Тобол». – С ТОО ProProduction-10 имеется договор по производству дорожно-строительной техники (погрузчики, бульдозеры, экскаваторы и др). Им предоставлен земельный участок площадью 6 гектаров. Мощность проекта 500 единиц техники в год с созданием 200 рабочих мест.

ТОО «Завод Темир Айгасар» планирует выпускать строительную технику на базе гусеничного трактора (бульдозеры, трактора, трубоукладчики). Товариществу предоставлен земельный участок площадью 3,9 гектаров сроком на три года. Мощность проекта – 150 единиц техники в год, трудоустроить тут смогут 50 человек.

В процессе создание транспортно-логистического комплекса от ТОО «ТЛК «Тобол». Под него выделен земельный участок площадью 135 гектаров. Проектная мощность 300-350 тысяч контейнеров в год с созданием 700 рабочих мест.

Завод по производству пружин методом горячей навивки от ТОО «Научно-производственная фирма «Пружина», о котором говорят несколько лет, тоже еще не введен. К слову, основными его клиентами будут производители вагонной и локомотивной техники Европы, а также предприятия сектора автомобилестроения.

Почему-то нигде не упоминается еще об одном предприятии, которое начинало работу в индустриальной зоне. Это завод по утилизации вышедшей из эксплуатации сельскохозяйственной техники – «Оператор РОП». В декабре 2021-го его запустили, но долго он не прожил. Начались многочисленные суды, касающиеся незаконной деятельности этого предприятия. В ноябре 2023 года экс-главе «Оператора РОП» Шнаре Муктаровой вынесли приговор, ее признали виновной в совершении уголовного правонарушения по статье 28, части 3, статье 189, части 4, пункта 2 УК (присвоение или растрата вверенного чужого имущества – прим. ред.).

Недавно стало известно, что ТОО передадут в собственность государства, в АО «СПК «Тобол» корреспондентам «НК» сказали, что теперь предприятие находится в ведении департамента государственных доходов. Но в ДГД этот вопрос пока никак не комментируют. К слову, Минэкологии совместно с АО «Жасыл даму» разработали новую программу утилизации автомобилей и сельхозтехники. Она исключает монополию одного предприятия, как это было с «Оператор РОП». В программе могут участвовать все предприниматели, которые занимаются переработкой черного металла. Проект находится в процессе утверждения. Так что утилизация возможно заработает снова.

ФИНАНСЫ

Чтобы индустриальная зона была привлекательной для инвесторов, немало денег вложено в ее инфраструктуру. Как уже говорилось ранее, ИЗ запустили в 2018 году, но вливать в нее деньги начали намного раньше. На сайте госзакупок с 2016 года появляется вереница лотов, направленных на строительство, благоустройство, разработку различных проектов, касающихся ИЗ. К слову, восемь лет – это вся летопись портала, возможно финансовые вливания были и до.

Корреспонденты «НК» решили подсчитать, сколько же средств вложили в этот объект.

В апреле 2016 года на госзакупках появляется первый лот на 20,4 млн тенге с названием: «Разработка индивидуального рабочего проекта «Строительство инженерных коммуникаций по проекту «Создание индустриальной зоны в г. Костанае с подведением необходимой инфраструктуры». Заказчиком является отдел строительства города.

Дальше суммы меньше 100 млн мы не брали. К примеру, строительство инженерных коммуникаций по тому же проекту, что указан выше, стоило управлению строительства 1 млрд 117 млн.

Отдельный лот – строительно-монтажные работы (СМР – прим. ред.): канализация, КНС, водопроводно-насосная станция с резервуарами чистой воды – 770 млн, внешние сети электроснабжения – 794 млн. Вторая очередь по сетям – еще 330 млн.

Заказчиком строительства административно-бытового комплекса для индустриальной зоны было уже АО «СПК «Тобол» – 305 млн.

К организации автомобильных подъездных путей к ИЗ подключился отдел строительства. Из бюджета на это направили – 208 млн. Отметим, что имеется еще один лот с таким же назначением, но другой суммой – 521 млн.

Выполнение работ по созданию железнодорожных подъездных путей 3 категории стоило управлению строительства 667 млн. СМР внутриплощадочных инженерных сетей к индустриальной зоне – 2 млрд 137 млн тенге.

Строительство сетей водоснабжения – 267 млн. Канализация – 268 млн. К слову, для водоснабжения ИЗ реализовали проект за 895 млн тенге – реконструировали сеть водоснабжения по ул.Уральской от мкрн «Аэропорт» до «Костаная-2» на пересечении ул. Станционной-Жуковского. Его заказчиком выступило управление государственных закупок акимата Костанайской области. И это не единственный проект по водоснабжению, еще 2 млрд 209 млн потратили на реконструкцию сети от территории очистных сооружений до пересечения ул. Промышленной-Гагарина. Конкурс по лоту проводило управление государственных закупок.

148 млн они же направили на СМР по выносу высоковольтной линии с территории ИЗ. После провели реконструкцию трансформаторной подстанции на 416 млн тенге. Строительство внешних сетей электроснабжения на 220 киловольт стоило 1 млрд 801 млн.

Подъездной железнодорожный путь ТОО TEHNOPARK KZ в индустриальной зоне обошелся в 341 млн. Заказчиком было управление государственных закупок, этот же лот позже опубликовало управление строительства.

На возведение внутриплощадочных инженерных сетей к ИЗ, в том числе проезды, тротуары с устройством ливневой канализации – 1 очередь, потрачено 272 млн. СМР по линии электроснабжения на 10 кВ – 2 млрд 924 млн.

Из недавних трат – возведение подстанции «Батыс» стоимостью 8 млрд 258 млн тенге. На технадзор еще 167 млн. Во время работ в управлении строительства говорили, что подстанция позволит повысить надежность электроснабжения города, разгрузит существующие сети, потребители будут обеспечены бесперебойным и качественным электроснабжением. Но в первую очередь подстанция рассчитана на обеспечение электроэнергией индустриальной зоны, там ведь расположены энергоемкие предприятия, например, чугунно-литейный завод ТОО KamLitKZ. В 2023 году провели пусконаладочные работы, ввели подстанцию в эксплуатацию. На данный момент от нее запитан только KamLitKZ. Готовятся проекты на переподключение города, заводов КИА и «ЕвразКаспианСталь».

Отдел архитектуры города направил 25,5 млн тенге на создание ПДП индустриальной зоны. Его подрядчик должен предоставить к маю.
4,9 млн АО «СПК «Тобол» потратило на разработку стратегии развития индустриальной зоны на 2024-2026 годы. Видимо, собственник хочет понять, как вырастет ИЗ через несколько лет, каких целей нужно достигнуть и в каком направлении двигаться.

Таким образом, в ИЗ вложено порядка 18 млрд тенге, без учета «мелких» закупок. Деньги немалые, на них можно было построить как минимум 15 детских садов.

Теперь остается ждать, когда ИЗ заработает в полную силу и начнет приносить прибыль в бюджет.

Ирина ОРЛОВА,
фото Шафаиса КАРИМОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77