Правопорядок

Когда на дорогах Костаная перестанут гибнуть пешеходы?

В 2020 году в области произошло 133 ДТП с участием пешеходов, из них 16 погибли и 124 получили ранения. В 2021 году – 151 авария, 23 человека погибли и 137 были ранены. 2022 год тоже начался с жертв. Что может изменить ситуацию?

Заместитель начальника управления местной полицейской службы Виталий Цой на брифинге для журналистов сообщил, что почти половина ДТП с начала года произошла с участием пешеходов. Из восьми погибших трое в роковой момент переходили дорогу. В Костанае смертельное ДТП было на пересечении улиц Летунова – Амангельды, там совершен наезд на пешехода на «зебре», а также на улице Маяковского около магазина «Исток» на регулируемом пешеходном переходе. Кто виноват в авариях, сейчас выясняет следствие.

– Департамент полиции постоянно проводит профилактические меры по снижению аварийности. Так, с 24 по 27 января проходила акция «Внимание, пешеход!», – сообщил Виталий Цой. – Было выявлено свыше 1200 нарушений ПДД, более 60 водителей оштрафовано за непредоставление преимущества пешеходам, более 250 пешеходов также были привлечены за нарушения.
Цой подчеркнул, что аварии часто происходят по вине пешеходов: в 2022 году в Денисовском районе уже погиб один человек, потому что переходил дорогу в неположенном месте. В 2021 году подобных фактов было не менее 50.

Куда летим?

Корреспонденты «НК» выходили в рейд на дороги Костаная с полицией и самостоятельно. 27 января мы были вместе со старшими инспекторами МПС городского управления полиции Куанышем Избасаровым и Сакеном Досмаганбетовым. Полицейские говорят, что у пешеходов в центральной части города есть любимое место для нарушений – остановка «Радуга». Обычно здесь пассажиры автобусов переходят дорогу, не доходя до светофора, хотя он находится в 150 метрах от остановки. Во время рейда в этом месте патрульные увидели женщину, которая прямо перед ними перебежала дорогу. На нее составили протокол по ст. 615 КоАП РК. Штраф составляет 2 МРП, или 6 126 тенге. Общий «улов» по городу за четыре дня – 117 нарушений ПДД пешеходами.

 

4 февраля корреспонденты «НК» провели собственное наблюдение. Особенно нас интересовала ситуация возле надземного пешеходного перехода по пр. Назарбаева, который большая часть людей игнорирует. Власти даже перенесли остановку ближе к надземке, однако большинство по старой памяти ходит там, где раньше была «зебра». За 15 минут мы насчитали более 10 человек, которые, озираясь по сторонам, переходили и перебегали дорогу в неположенном месте.

Опасным местом можно назвать и нерегулируемый пешеходный переход по улице Арыстанбекова, около магазина Vitta. Нашу коллегу Ольгу Горай за последнюю неделю там не пропустили водители три раза: автомобили неслись с большой скоростью и даже не думали останавливаться перед «зеброй».

– Первый водитель меня объехал, не сбавляя скорость, второй просто проигнорировал, хотя не мог не видеть, что я уже ступила на проезжую часть и собираюсь переходить, а третий вовсе посигналил, мол, отойди, – рассказывает Ольга. – В этом месте постоянно гоняют, камер нет. Учитывая, что рядом находится католический храм, школа №10 и художественная школа, надо что-то делать.
Три раза не пропустили здесь и корреспондентов «НК». Особенно запомнился внедорожник, который, двигаясь на одной полосе с пешеходом, предпочел проехать, а не уступить дорогу, как того требуют правила. Честно сказать, было страшно.

Нарвались на нарушения мы и на «зебре» на пересечении ул. Набережной и Тәуелсіздік. В этом месте переходить дорогу опасно, так как машины на хорошей скорости едут с Большого моста.

Все нарушения мы зафиксировали на камеру, но было и то, что осталось за кадром: женщину объехала «десятка» на «зебре» около «Казахтелекома» по ул. Тәуелсіздік. Наш итог: 10 пешеходов, которые могли бы стать причиной ДТП на пр. Назарбаева, один – на ул. Арыстанбекова и восемь водителей, которые могли бы сбить пешеходов на ул. Дулатова, Амангельды, Тәуелсіздік. И это наблюдения только одного дня.

Штрафы не работают?

Решать проблему гибели на дорогах должны местные власти совместно с полицией. По словам замначальника управления МПС Виталия Цоя, в целях предупреждения ДТП в конце 2021 года полиция провела 43 обследования дорог и выдала 224 предписания курирующим службам об устранении недостатков. К примеру, городской отдел ЖКХ отчитали за неправильно установленные знаки, а также за снег: подрядчики иной раз так плохо чистят дороги, что ширина уличной сети не соответствует стандартам, а вдоль дорог образуются снежные кучи.

– Мы и по освещению пешеходных переходов выдавали предписания. По той же «зебре» на Летунова. Но надо понимать, что завтра там столб не появится, все ведь зависит от бюджета, – отмечает Виталий Цой.

Сейчас внимание к пешеходам в Костанае пытаются привлечь с помощью светящихся знаков «Пешеходный переход», лежачих полицейских и освещения, которое, правда, есть не везде. Помнится, как в 2018 году на ул. Тәуелсіздік установили «умные» пешеходные переходы: когда человек только ступал на проезжую часть, его «считывали» датчики и подавали сигнал водителям – знаки начинали мигать. Автомобилисты, даже еще не видя пешехода, притормаживали. Однако спустя время, система вышла из строя, а починить ее средств не нашлось.

Другое ноу-хау – проекцию пешеходного перехода – применили в Лисаковске. Голограмма выполняет и роль «зебры», и освещения. Возможно ли воплотить в Костанае такой проект, на это Виталий Цой однозначно ответить не смог, опять же все упирается в деньги. А что тогда делать?

– Нам стоит разгружать трафик при помощи строительства дорог и развязок, но это все долгосрочные планы для усиления безопасности, – подчеркнул Виталий Цой. – Я хочу сказать, что у нас большие штрафы за нарушение ПДД, однако людей это не останавливает. Только по превышению скорости более 2 тыс. фактов за месяц, это очень много. В городе стоит 29 камер, с каждым годом их все больше, но ничего не меняется. Может, все дело в сознании людей? Люди забыли, как нужно правильно переходить дорогу: остановиться, посмотреть налево, убедиться, что пропускают, дойти до середины, посмотреть направо, убедиться в безопасности снова. У нас же большинство наденут наушники, капюшон и начинают переходить дорогу. Никто не думает, что водитель мгновенно не сможет остановить машину.

Это все системные ошибки

Абсолютно противоположного мнения придерживается специалист по городскому транспорту проекта Vision Zero Sergek Роман Барабанов. Он считает, что все начинается с простых моментов. К примеру, когда устанавливают остановочные павильоны друг напротив друга, как на «Радуге», и не связывают их между собой пешеходным переходом. Часто люди в таких местах и нарушают правила, перебегая дорогу. В этом же списке фатальных ошибок – отсутствие освещенных подходов к «зебрам», установка нерегулируемых пешеходных переходов через четырехполосную проезжую часть, а также лишение пешеходов удобных мест для пересечения улицы.

– Все международные исследования гласят, что если у людей забрать удобный пешеходный переход и предоставить им новый, но менее комфортный, как, например, ситуация с надземкой по проспекту Назарбаева, то это приведет к росту ДТП и количеству пострадавших, – рассказывает Роман Барабанов. – Содержание надземного перехода обходится дорого. И к тому же такие решения только провоцируют нарушения, поэтому подобные моменты надо выявлять и исправлять.

Если смотреть на проблему смертности пешеходов глобально, то тут путь один – успокоение трафика за счет снижения скорости потока.

– На магистральных улицах, – говорит Роман Барабанов, – до 50 км/ч, на улицах районного значения – до 40 км/ч, местного значения – 30 км/ч. Почему это важно? По данным ВОЗ, при столкновении с пешеходом авто, движущегося со скоростью 30 км/ч, вероятность смертельного исхода составляет 1 к 10.

Если скорость повышается до 40 км/ч, то человек может погибнуть уже с вероятностью 50 на 50. Если пешеход попадает под машину, которая едет со скоростью 50 км/ч, риск смерти составляет 75%.

– Нужно разграничивать потоки машин разделительными полосами, если там 5-6 полос, и искривлять проезжую часть, чтобы у водителей не было физической возможности разгоняться, – подчеркивает Роман Барабанов. – А вот лежачие полицейские имеют недостатки: их не установишь в местах с большим потоком машин, потому что эти неровности быстро разрушат. В таких случаях сужают полосы движения, искривляют за счет размещения островков безопасности или шикан – извивающихся поворотов.

Но мы понимаем, что такие меры во имя безопасности участников дорожного движения будут приняты не скоро: Казахстан берет курс на автомобилизацию, поэтому в приоритете расширение дорог. О том чтобы наоборот сужать улицы, вопрос не стоит. Однако решать проблему можно с помощью последовательной установки камер по всему городу.

– Полиция не может бегать за каждым водителем и пешеходом, раздавать им памятки и напоминать о ПДД. Это никогда не работает, – утверждает специалист Vision Zero Sergek. – Нужно создавать условия, при которых нарушения, приводящие к тяжелым ДТП, будут сведены к минимуму. Установка камер выборочно, с большими промежутками, порождает так называемый эффект «кенгуру»: водители соблюдают правила только там, где за ними следят. Если же камеры будут везде, то они заставят автомобилистов быть аккуратнее.

Сейчас в Костанае в тестовом режиме работают шесть аппаратно-программных комплексов Ekin Patrol. Это такие же патрульки, только с модифицированной мигалкой, в которую встроена камера с обзором в 360 градусов. Она фиксирует нарушения в радиусе семи полос. В Костанае четыре таких машины будут запущены в конце февраля.

Решит ли это проблему гибели пешеходов? Вряд ли. Безопасная среда – это совокупность работы коммунальных служб, быстрого реагирования полиции, установка камер и нетерпимость людей к нарушениям. По всем этим пунктам в Костанае провал. Нашу коллегу месяц назад чуть не сбили на пешеходном переходе, она позвонила на «102», а в ответ услышала: «Если у вас нет фото и видео, то мы заявку не примем». И это нулевая терпимость?

Татьяна НАЗАРУК


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77