Костанай и костанайцы

Когда преподавание – семейное дело

О себе, профессиональных установках и планах на будущее

Корреспонденты «НК» традиционно встречаются с новыми руководителями отделов акимата города, чтобы узнать их поближе и представить читателям. На этот раз мы побеседовали с назначенной на должность руководителя отдела образования в апреле этого года Айман Ибраевой.

Можно сказать, что путь к высшему руководству в области образования занял у Айман Елемановны 35 лет. У нее за плечами 15 лет опыта работы в школе и почти 20 лет на разных руководящих должностях в областных структурах этого же направления.

– Почему вы решили стать педагогом?

– Я училась в средней школе №19. После поступила в педагогический институт. В семье я младшая, и в отличие от брата, который учился в Ленинграде, и сестры, получившей образование в Алма-Ате, у меня особого выбора не было. Родители не хотели отпускать младшую далеко, хотели, чтобы была рядом, и в итоге я осталась здесь. Но альтернатива была – поступать либо в сельскохозяйственный, либо в педагогический институт. В школе я успевала по всем предметам, но все-таки тяготела к гуманитарным наукам, поэтому пошла обучаться на учителя русского языка и литературы, как и моя мама. Папа тоже по образованию преподаватель, только географии. Но оба родителя впоследствии сменили сферу деятельности. Мама стала работать журналистом на областном радио, папа – директором кинопроката.

После института я должна была отработать в сельской местности. Группа у нас была комсомольская, идейная и я, не раздумывая, поехала в поселок Владимировка и работала там два года. Потом вышла замуж, родила детей, у меня девочки-двойняшки, сейчас им уже по 30 лет. После декретного отпуска вышла работать в школу №26, тогда только открывшуюся. Потом она стала технико-экономической школой-лицеем, а дальше – физико-математическим лицеем, где я проработала с 1992 по 2001 годы.

Затем меня пригласили работать в городской отдел образования методистом русского языка и литературы. Здесь опыт работы был небольшой, через полгода позвали в управление образования. Тогда как раз только внедрялся эксперимент 12-летнего образования и изучения предмета «Самопознание», именно на этот фронт работы меня и пригласили. В управлении я работала до 2011 года. Дальше был Департамент по защите прав детей, я решила и там попробовать поработать, пока его не расформировали. Позже все обязанности передали в управление, и я снова туда вернулась. В управлении образования меня назначили руководителем информационно-аналитического отдела. Работа была очень интересной, туда стекалась практически вся информация по сфере образования области, начиная с дошкольного и заканчивая специальным техническим образованием. Конечно, это были больше цифры, работала с бумагами. Затем был объявлен конкурс на занятие должности руководителя отдела образования города Костаная.

Я решила попробовать поучаствовать, потому что мой стаж позволял это сделать, да и захотелось узнать сферу образования изнутри. Она оказалась очень масштабной и интересной. Каждый день есть какие-то вопросы и проблемы, нужно их решать.

– А какая деятельность вам все-таки нравится больше? Работать с детьми или руководить?

– Знаете, взрослые тоже как дети, так что разница не сильно большая, но я в любом случае после выхода на пенсию хочу работать в школе. Мне нравится работать с детьми и родителями. Но и здесь мне еще не надоело, интересно руководить всем этим глобальным процессом.

– Вы ставите перед собой какие-то цели, которые должны выполнить в должности?

– Для того чтобы поставить цели, я должна все изучить. Городской отдел образования всегда был на хорошем счету в области, и наша общая цель – стать еще лучше. Мы предоставляем населению 21 услугу, нужно оказывать их качественно. У нас большой методический отдел, и мне хотелось бы, чтобы его специалисты оказывали больше помощи учителям, потому что в сфере образования идет интенсивное обновление, меняется подход к обучению. Мои задачи в принципе не могут расходиться с задачами государственной программы развития образования, ведь все в ней нацелено на ученика.

Он должен быть в центре педагогической системы, на него направлено основное внимание. И вот в обновленном содержании образования как раз таки задумано развивать ученика, и не просто давать ему готовые знания, а учить добывать их самому и впоследствии быть конкурентоспособным.

Если мы будем идти по заданному плану обновленного содержания образования то, по сути, достигнем всех целей. И ребенку и учителю должно быть комфортно работать вместе. Поэтому помимо особого внимания детям, его нужно оказывать и преподавателям.

Сейчас ведется создание определенных условий для учителей, сюда входит и Законопроект «О статусе педагогов». Он позволит не только поднять престиж профессии, но и сделать учителей более защищенными.

– Кстати, о цифровизации. В редакцию «НК» не раз поступали жалобы от родителей по поводу работы сайта «электронной очереди» в дошкольные организации. Они говорят о том, что очередь сдвигается хаотично и им не понятен принцип работы сайта.

– С 2018 года система исключила участие работников образования в формировании очередности. Сейчас можно дома с любого гаджета встать в очередь и получить электронное направление для зачисления ребенка в детский сад. Нет никаких бумажных документов.

Сегодня ответственность за получение места в детском саду возложена на родителей. Они, используя свои данные, заходят на сайт indigo24.kz и регистрируют своего ребенка в базе. Функция детских садов здесь – загрузка свободных мест ежедневно. После родителям приходит СМС-оповещение об освободившемся месте. Те, чья очередь подошла, в течение трех рабочих дней рассматривают предложение, если же по какой-то причине место остается пустым, открывают доступ к этому предложению всем стоящим в очереди детям. Это позволяет существенно ускорить процесс получения места в саду.

Разработчиком «электронной очереди» в детские сады является компания «Аханали», они обслуживают ряд областей РК. Этот сайт работал хорошо до момента ажиотажа. Сейчас все родители в семь утра заходят в эту систему и проверяют свободные места. Входят на сайт с разных номеров на одного ребенка – вот и перегрузка. Сейчас наблюдается бум, где-то система не выдерживала, и вход работал не у всех – кто мог, тот и забирал место, никакого человеческого фактора здесь нет. Это ведь был первый опыт, теперь мы понимаем, что нам нужен отдельный сервер по установке «электронной очереди» в сады с более расширенной памятью и возможностями, чтобы сбоев не происходило.

Кроме того, за счет государственно-частного партнерства мы стараемся увеличить количество свободных мест в садах. Сегодня у нас есть 15 объектов ГЧП. Это сады, которые расположены в школах. Необходимо работать над тем, чтобы выводить их, потому что там есть дефицит ученических мест, а для этого частные партнеры должны приобретать свои отдельные здания, где бы мы размещали госзаказ. Такой подход позволит увеличить охват детей дошкольным образованием. Хочу призвать частных партнеров работать в этом направлении, мы с удовольствием воспользуемся возможностью размещения госзаказа.

– Одно дело – пойти в сад, а что вы думаете по поводу того, что в первый класс нужно отправлять детей с шести лет и не позже?

– Министерство образования уже комментировало этот вопрос, и обязательных требований по этому поводу никто не выдвигал. Если ребенок будет готов в семь лет – пожалуйста. Вообще, это право родителей. Я думаю, что в шесть лет ребенок полностью готов к обучению, потому что программа сейчас адаптирована. В первом классе детей не загружают, они просто обучаются чтению, счету. Все, конечно, зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Моя внучка пошла в школу в шесть лет, ничего в этом страшного нет.

– А требование по поводу единой формы работает в наших школах? Как считаете, важный ли это аспект школьной жизни?

– Практически во всех школах требование действует. Форма утверждается только по согласованию с родительским комитетом. Если они готовы покупать детям форму, заказывают ее определенного образца. В последние годы с ее пошивом проблем нет. Я считаю, что единая форма должна быть. Родители, конечно, поначалу жаловались, но это хороший способ избежать социальной градации, особенно в старших классах. Форма воспитывает и дисциплинирует. В свои годы я в школе, чтобы выделиться, вместо коричневой формы шила себе синюю, это был шик моды. Большего позволить себе было нельзя.

Полина ШКАРУБО

 


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77