О Халимжане Ержанове в разных городах и странах вспоминают его родные, друзья и коллеги
Талантливейшего футбольного функционера, для которого игра была смыслом жизни, не стало год назад, 26 июля 2020-го, в разгар пандемии.
«Не верю, что его нет»
Двоюродный брат Халимжана – Булат, который живет в Нур-Султане и носит ту же фамилию, одним из первых откликнулся на просьбу «НК». В детстве они общались нечасто, но зато уже в сознательном возрасте Булат узнал брата по-настоящему.
– У него был совершенно другой уровень. Активный, прогрессивный, грамотный, неординарный, с лидерскими качествами – таким мне, еще подростку, запомнился молодой Халимжан, – вспоминает Булат.
Братья успели даже вместе поработать. Это было в 2010-м, самом успешном для «Тобола» году, когда клуб взял золото чемпионата страны. Булата пригласили в команду массажистом, и он с огромной ответственностью взялся за обязанности. Нельзя было подвести Халимжана.
– В тот момент я и увидел, что он буквально живет футболом, он в нем прекрасно разбирался, был, можно сказать, профессором футбола, и от того часто спорил с тренерами. Потому что видел, где какой фланг тормозит, кто где не доработал, не выложился, не сделал свою работу.
Булат до сих пор не верит, что его брата уже год нет в живых. Он будто никуда и не уходил, а просто уехал в длительную командировку.
– Помню нашу последнюю встречу. Я должен был вскоре улетать в США, а накануне приехал в Костанай, – рассказывает Булат. – Мы несколько часов прохаживались по стадиону, вспоминали прошлые победы, успехи, мечтали. Халимжан ведь всегда мечтал побывать в Америке… Будто вчера с ним говорили, а тут звонок и сообщение о его смерти.
«Он был моим лучшим другом»
Их дружбе в этом году могло бы исполниться 37 лет. Булат Искаков – ветеран костанайского футбола, много лет проработавший в ФК «Тобол» вместе с Халимжаном Ержановым, познакомился с ним еще в институте. Летом вместе ходили на футбол, болели за «Энергетик». Это та самая команда, которая через несколько лет начала именоваться «Химиком», а с 1995-го года – «Тоболом».
– Халимжан ведь знал лично всех футболистов, они с великим тренером Геннадием Николаевичем Макаренко были соседями. Уже тогда Халимжан отлично разбирался в футболе, часто комментировал игру, было видно, как он этим увлечен. А затем, после развала Союза, он попробовал себя в бизнесе, создал ТОО. В это время к нему и обратился Макаренко, он был исполняющим обязанности главного тренера и искал спонсоров. Халимжан помог с деньгами, и его пригласили на должность директора команды, – вспоминает Булат Серкешевич.
С именем своего лучшего друга Искаков связывает самые яркие моменты в жизни «Тобола»: завоеванный в 2007 году кубок Интертото, а спустя три года – золото чемпионата РК. В эти годы в клубе работали звездные тренеры и не менее звездные футболисты.
Собеседник нехотя вспоминает последние дни жизни Халимжана. Сам он к тому моменту уже находился в больнице с последствиями инфекции, а его друг – оптимист по жизни – все временил с госпитализацией. А потом стало поздно.
– Понимаете, Халимжан всегда старался всем помочь и был очень жизнерадостным, – говорит Булат Серкешевич. – Я до сих пор переживаю о том, почему он тогда не обратился в больницу. Возможно, это спасло бы ему жизнь…
«Улыбка не сходила с лица»
Не мог не вспомнить о друге и коллеге мастер спорта СССР по футболу, один из самых результативных игроков в истории костанайского футбола, легенда «Тобола» Валерий Вельман. Он сначала играл за «Энергетик», потом встал у руля «Химика» и уже позже помогал молодому «Тоболу» делать первые шаги в казахстанском футболе. Последние 20 лет специалист живет в Германии.
– Халимжан, вот сейчас будто вижу его перед собой, был позитивным, веселым, творческим. С его лица не сходила улыбка. И еще он не мог долго злиться, моментально остывал. Я бы сравнил его с кометой, которая оставила большой след на футбольном небосклоне Казахстана, – рассказывает Валерий.
Вельман помнит такой случай: 2010 год, раздается звонок от Халимжана, и в трубке Валерий слышит радостные крики команды. Игроки дружно скандировали: «Мы чемпионы! Мы чемпионы!». Вот так необычно Халимжан сообщил другу о победе в чемпионате страны.
«Ержанов поверил в меня»
Нынешний спортивный директор ФК «Тобол», много лет игравший за желто-зеленых, попал в клуб также благодаря Халимжану Сагидулловичу. Тот заметил парня еще в Уральске и сразу почувствовал: из него выйдет толк. А когда через время Нурбол Жумаскалиев, выступая за Талдыкорган, получил серьезную травму голеностопа, Ержанов принял его в команду, помог с лечением, разглядел его талант.
– Это был действительно большой человек, который много сделал для меня и главное, поверил в меня. Благодаря его поддержке я раскрылся в команде, – рассказывает Нурбол. – Он был профессионалом своего дела и мог бы еще принести пользу казахстанскому футболу. Вспоминаю, как он всегда шутил, смеялся. Как любил жизнь.
Улугбек Бакаев – еще одна легенда «Тобола», один из лучших бомбардиров Казахстана, сейчас возглавляет футбольный клуб «Согдиана» в Узбекистане. В состав желто-зеленых нападающий попал в 2004 году, и с этим моментом у него связано яркое воспоминание.
– Мы были на сборах на Кипре, и тогда же встал вопрос: оставлять меня в команде или нет, – рассказывает Улугбек. – Всех подробностей я не знаю, но скажу одно: из-за меня между Сагидулловичем и Васильевичем (главный тренер Владимир Муханов – прим.ред.) произошел небольшой спор. Халимжан вызвал меня в кабинет и прямо сказал, что без разрешения тренера берет инициативу на себя, что верит в меня и что я должен забить в первом сезоне 15 голов. Честно говоря, мне было боязно, что не смогу оправдать доверия, не смогу это осуществить. Ержанов дал мне установку, замотивировал, мы пожали руки. И ведь в том сезоне у меня получилось забить не 15, а 22 гола!
Улугбек и Халимжан до последних дней поддерживали связь, созванивались, обменивались новостями. Бакаев ждал давнего друга в гости, хотел показать исторические места Бухары, Самарканда. Не успел. Теперь остается только вспоминать, каким Ержанов был жизнерадостным, харизматичным и с особой интуицией.
– Он будто чувствовал, видел потенциал игрока, знал, из кого выйдет толк. Много кого открыл, и меня в том числе. Ведь он, правда, верил, что у меня в Казахстане все получится, что я здесь адаптируюсь. Думаю, это был дар от бога. Еще в Халимжане был здоровый максимализм, в каком бы клубе он ни работал, всегда ставил высокие цели, требования. Проигрывать он не любил. И ведь команда с ним боролась только за призовые места, и ниже третьего мы не опускались.
«Его явно подставили»
Известная костанайская журналистка Александра Сергазинова знала Халимжана Ержанова много лет и отмечает его личностные особенности – высокую порядочность, умение выстраивать диалог, доброжелательность. Собеседница вспоминает, что от него всегда будто веяло добром, какой-то чистотой.
– Халимжан Сагидуллович откуда-то узнал, что мой сын серьезно занимается спортом, и, что удивительно, при встрече всегда интересовался его успехами. При этом у нас ведь не было близких взаимоотношений. Такая внимательность привлекала, оставляла только хорошие впечатления, – рассказывает коллега.
Александре довелось следить и освещать в прессе судебное дело, которое перевернуло судьбу Ержанова. Речь о взятке сотруднику финансовой полиции, с которой Ержанова взяли с поличным и за которую дали три года условно. Сам Халимжан в одном из интервью называл дачу взятки самой большой ошибкой в жизни и здесь же объяснял: еще на посту руководителя отдела спорта г. Костаная по чьей-то подсказке оформил якобы проведение спортивных мероприятий в аквапарке. На самом деле деньги за услуги шли на коммунальные услуги и зарплату сотрудникам – на тот момент республиканский бюджет не субсидировал подобные объекты. Но и оставлять людей без оплаты труда он не имел права. Об этой истории через несколько лет вспомнил финпол, и началось…
– Мы все понимали, что его явно подставили, принудили сделать это. И все же на суде Халимжан вел себя достойно, как настоящий мужчина. Он говорил: «Я провинился и готов нести наказание», – вспоминает журналист. – Другие бы давно сломались, начали паниковать, а он оставался спокойным. После приговора многие отвернулись от Ержанова, сам он воспринимал это как то, что должно было случиться, по крайней мере, стало понятно, кто с ним был искренним, а кто нет.
«Смерть стала для меня шоком»
Другой известный в Костанае и за его пределами журналист Булат Мустафин несколько раз записывал интервью с Халимжаном Ержановым.
– Для меня новость о том, что его не стало, была шоком. Мы не были близкими друзьями, но как человек, как профессионал – он вызывал только симпатии, – подчеркивает Булат. – И мне всегда нравилось в нем одно качество – его неравнодушие ко всему, чем бы он ни занимался. Я помню, как загорались его глаза, когда мы начинали обсуждать футбол, жизнь «Тобола» и все вокруг этой тематики, как много спорили. Второе его качество, которое я бы отметил, – это неподдельные эмоции. И так, с эмоциями, он всегда был готов ответить на любые вопросы. А если в пылу говорил что-то слишком резкое, то всегда находил мужество попросить прощения. Это очень ценное качество.
P.S. Сразу несколько наших героев в своих интервью выразили уверенность в том, что в сезоне-2021 «Тобол» все же повторит успех 11-летней давности и возьмет чемпионство. Эту победу, если она состоится, справедливее всего будет посвятить Халимжану Ержанову. Человеку, всего себя отдавшему костанайскому футболу.
Елена НОВАК,
фото предоставлено Булатом Искаковым
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77