Костанай и костанайцы

Кореянка, казашка и казачка

Эти три «К» сошлись в одной из самых ярких персон областной Ассамблеи народа Казахстана

В прошлом году известный костанайский поэт и журналист Федор Мин посвятил ей статью, подчеркнув, что «впервые за 30-летнюю историю корейского объединения Костанайской области эту общественную организацию возглавила женщина – Ульяна Ким».

К тому же на сегодняшний день она единственная представительница прекрасного пола среди председателей 18 этнокультурных объединений областной Ассамблеи. Свой путь в ОАНК Ульяна Львовна начала в 2018 году. За это время благодаря ее стараниям и усилиям наш город получил такие красочные и культурно-массовые мероприятия, как Сольналь (Новый год), экологический фестиваль четырех стихий, в рамках которого на новой Набережной появилась аллея дружбы, молодежный фестиваль К-РОР, а он взорвал Костанай, выявив десятки фанатов этого южнокорейского музыкального жанра. Так, постепенно из городского формата шаг за шагом фестиваль К-РОР обретает уже республиканские масштабы. В этом году планируется вывести его на новый уровень, пригласив коллективы из других регионов, что только усилит накал страстей на сценической площадке.

– Нас очень радует, что южнокорейские тренды находят такой отклик у молодежи вне зависимости от их национальности, – говорит Ульяна Львовна. – Да и о какой национальности может идти речь в нашей полиэтничной стране, где что ни семья, то самая настоящая «дружба народов». Я тому пример! Моя бабушка по папе, Вера Ивановна, была казачкой. Высокая, статная. Красавица, одним словом! Эта стать и рост по наследству передались мне (смеется). Недаром многие удивляются, что для кореянки я очень высокая. Так есть в кого! Мои бабушка с дедушкой жили в Кызылорде, а потом в Джамбуле – ныне Тараз. В Южном Казахстане семья дедушки оказалась в 30-е годы, попав, как и все корейцы, проживающие на Дальнем Востоке, под волну репрессий и депортацию. Дедушка Николай рассказывал, что вся их большая семья выжила в долгой дороге только благодаря тому, что глава семейства – мой прадед Сэ-Му – умудрился перед отправкой в неизведанные дали засолить бочку мяса. Это мясо спасло и детей, и взрослых. Никто не умер в пути от голода и болезней. Помню из своего детства, что дедушка Коля хорошо знал корейский язык и всегда выписывал корейскую газету «Коре ильбо», которую прочитывал от корки до корки. Дедушка всю жизнь проработал в школе: преподавал русский язык и литературу, директорствовал. Что еще помню? Он очень любил первую редиску, из которой делал вкусный салат, нарезая овощ вместе с ботвой. Корейцы ведь знают толк в салатах. Это мастерство переняла моя старшая сестра Светлана, она, как и дедушка, обожает корейскую кухню и готовит национальные блюда с особым трепетом и душой. Чаще всего корейские праздники мы отмечаем у сестры. К слову, у нее тоже интернациональная семья. Муж – азербайджанец. Ураза-байрам и Курбан-байрам – это те праздники, на которые мы также собираемся у сестры. А вот за русские и казахские праздники в большей степени ответственна я. Поясню: муж у меня русский, а бабушка по маме – казашка. Когда начинаю рассказывать о своих корнях и многочисленной родне разных национальностей, то иногда даже не могу себе представить, из каких невидимых нитей судьба связала наш жизненный клубок. Но могу сказать одно: дружба и единство – это наше все.

Пока была жива бабушка Сания, на Наурыз мы всегда собирались у нее за щедро накрытым дастарханом, где был традиционный бешбармак, баурсаки, наурыз-коже. Эти обычаи сейчас продолжаю нести я, ориентируясь на то, как жила и какие ценности прививала нам наша аже, которая испытала на себе все тяготы военных лет, оставшись без мамы, она умерла, и отца Доспула, который ушел на фронт. Ей, 12-летней девочке, пришлось работать на танковом заводе под Челябинском. Маленькая, хрупкая. И как в ней теплилась жизнь, как она выстояла? Часто думаю об этом. А ведь у нее на руках был еще младший брат Газиз. Он постоянно просил хлеба, плакал, а она его уговаривала, чтобы он потерпел, что скоро конец войне и уж тогда они досыта наедятся лепешек. Я поражаюсь, откуда в ажеке Сание была такая сила духа, сила воли. Она же сама была ребенком, и этот ребенок, не выдержав в один день, пошел пешком в город, разыскал там какую-то воинскую часть и начал требовать встречу с «генералом». Конечно, с «генералом» ей не довелось увидеться, но военные выслушали ее, дали несколько килограмм муки и деревянные ботиночки. В них потом ходил Газиз, цокая, как жеребенок. Бабушка всегда задорно смеялась, когда рассказывала эту историю. Она была неунывающей, жизнелюбивой и очень гордилась своими непохожими друг на друга внуками и правнуками. К слову, мой прадед Доспул дошел до Берлина и расписался на Рейхстаге, а бабушка имела статус труженицы тыла. 9 Мая для нас – это священный праздник, когда мы вспоминаем их – наших Героев Победы!


*
– Моя малая родина – Аркалык. Здесь прошло детство. Этот город навсегда останется для меня молодым и цветущим, где все строилось, развивалось, куда приезжали десятки молодых специалистов из разных уголков страны. Конечно, в сложные 90-е годы, когда началась повсеместная разруха, мы переехали в Костанай. Здесь я окончила школу №12 и поступила на факультет химии и биологии в КГУ. На четвертом курсе вышла замуж и ушла в декрет. Родила сына и дочь. По профессии поработать не пришлось. Мне хватило двух недель в лаборатории, чтобы понять – не мое. Но вскоре мы с мужем открыли свое ИП по производству металлоизделий. Кто-то скажет, что это мужская работа, но я со школы «болела» геометрией, хорошо чертила, все это мне очень помогло в новом для меня деле. Когда закрыли ИП, два года просидела дома, а потом получила приглашение из Корейского этнокультурного центра заняться общественной деятельностью. Конечно же, я знала и о центре, и об Ассамблее, и о Доме Дружбы, но тесно никогда с этим не соприкасалась. Я даже не нашлась, что сразу ответить, а потом подумала, что стоит попробовать. Так, в январе 2018 года я переступила порог Дома Дружбы. Моим первым мероприятием стал корейский Новый год – Сольналь. Помню, мне так хотелось, чтобы он прошел ярко, красочно, что буквально за несколько дней сама сшила дракона, управляемого на палочках, ведь он у нас главный символ восточного Нового года. А потом взялась обшивать танцевальный коллектив «Енори». Благо, что сейчас в интернете есть все, что угодно. Нашла лекала, купила ткань и сшила традиционные национальные костюмы – ханбоки. Очень переживала, но результат вышел сносным (смеется). Глаза боятся, а руки делают. Кстати, именно благодаря работе в корейском этнокультурном центре я начала изучать язык, впервые съездила в Южную Корею, примерила на себя национальный костюм и нашла свою дальнюю родню. Где? На одной из встреч с послом Южной Кореи в Казахстане. Его сопровождал помощник, который говорил только по-корейски. Так, в его разговоре я несколько раз услышала слово «Ким-Андонг». Заинтересовалась. Попросила переводчика узнать, что он имеет в виду. Оказалось, этот помощник относится к роду Ким-Андонг. Я так обрадовалась, а все потому что, прадед Сэ-Му, никогда не рассказывавший моему отцу о жизни на Дальнем Востоке, часто повторял ему единственную фразу: «Помни, наш род очень древний и знатный, мы – Ким-Андонг». Действительно, род Ким-Андонг – один из старейших в Южной Корее и был влиятельным в период правления династии Чосон. Из этого рода вышли многие военачальники, а еще наш род был приближен к императорскому двору, и три девушки Ким-Андонг стали королевами. Видите, как все-таки важно знать свои истоки.

Наверное, еще поэтому я так усердно и скрупулезно взялась изучать историю появления корейцев в Казахстане и, в частности, в Костанайской области. Нашла информацию о том, что в Кустанай был выслан Нам Ман Чхун – участник революционного движения на Дальнем Востоке, один из основателей Корейской коммунистической партии. В октябре 1938 года по решению «тройки» при НКВД он был расстрелян. Предположительно, но это лишь предположение, которое пока не получило никаких официальных подтверждений, его захоронили на корейском кладбище, которое сейчас находится в районе п. Киевский. В этом году мы очень широко отметим 85-летие со дня депортации корейцев в Казахстан. Замечу, сейчас мы стараемся отходить от слова «депортация». Все-таки столько лет прожито на благодатной и гостеприимной казахстанской земле, что для многих из нас она по праву стала родиной, мы стали частью этой страны, вносим свой вклад в ее развитие. Мы гордимся представителями корейского этноса, ставшими известными врачами, спортсменами, деятелями искусств, крупными меценатами. И тут я не могу не упомянуть директора ТОО «БК-Строй», экс-председателя корейского этнокультурного центра Костанайской области Игоря Романовича Кима, который очень много сделал не только для нашего центра, областной Ассамблеи, но и для региона в целом. Многие помнят, что он в 2016 году построил двухэтажный коттедж для семьи Тулегеновых, воспитывающих приемных детей. Игорь Романович не любит афишировать свои благие дела, но он никогда не пройдет мимо чужой беды и всегда протянет руку помощи. Именно он, к слову, настоял и убедил меня взять на себя дальнейшее руководство этноцентром, хотя я до последнего не соглашалась (смеется). При этом сам общественные дела не оставил и поддерживает все наши начинания и инициативы. Так родилась идея социального проекта «Юный StartUp», о котором так подробно писал «Наш Костанай». Цель – поддержка детей из многодетных и социально уязвимых семей. Не скажу, что я в полном объеме довольна его результатами, но, по крайней мере, теперь понимаю его минусы и плюсы. В своей работе мы стараемся уделять внимание как молодежи, так и нашему старшему поколению. Навещаем их по праздникам, а осенью обязательно устраиваем Чхусок, где чествуем наших уважаемых бабушек и дедушек. Знаете, а ведь правда, интерес к своим корням, к истории своей семьи, своего этноса просыпается, к сожалению, во взрослом возрасте, когда уже зачастую и спросить толком не у кого, как и что было на самом деле. Но я знаю одно: работа под эгидой Ассамблеи открыла для меня новые горизонты и грани для деятельности, открыла мою семью с новой стороны. В преддверии Дня единства народа Казахстана хочется пожелать всем нам мира, согласия и добра!

Зульфия НАБИЕВА,
фото из архива
Ульяны КИМ


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77