ЖКХ Костанай и костанайцы

Корреспонденты «НК» побывали на малоизвестных пешеходных мостах Костаная

Расположены они в городских логах, и по ним ежедневно проходят десятки горожан

Некоторые конструкции выглядят вполне безопасно, но есть и такие переправы, ступать на которые нежелательно и даже рискованно.

НЕМНОГО ФАКТОВ

О логах местные СМИ пишут и говорят часто, особенно с приходом весны и лета. В последние годы овраги Костанай-сай, Абиль-сай и Таун-сай постепенно улучшаются. Это крайне важные артерии, по которым весной проходят паводковые воды.

В 2021 году, впервые более чем за десять лет, здесь начали наводить порядок. Обошлось это тогда городу в 40 млн тенге. Работы много, она продолжается и в этом году. Сумма затрат – 32 млн тенге, подрядчик ТОО «Сотрудничество-2».

Летом с высоты птичьего полета лога выглядят живописно: над небольшими ручейками склоняются стройные камыши, пышные кустарники и высокие деревья.

Внизу же картина иная: много мусора, пахнет зловонно, видны последствия посиделок граждан с девиантным поведением.

Те, кто живет вблизи этих мест, каждый день ощущают сию «романтику», спеша на работу или учебу по пешеходным мостам, соединяющим один «берег» лога с другим.

ПУТЬ К ЗНАНИЯМ

Мы прошлись по городу и посмотрели на эти переходы-мосты, о существовании которых раньше и не догадывались.

Одной из первых посетили переправу, соединяющую проезд Лермонтова и конец улицы Касымханова через лог Костанай-сай. Он находится неподалеку от ул. Каирбекова в районе пивзавода.

Наш мониторинг проходил в дождливый день, и сразу скажем, что пробраться к этому мосту, не испачкавшись, практически невозможно.
Мы свернули к мосту с ул. Касымханова. С этой стороны очень много зарослей, и идти сквозь них приходилось под наклоном по узкой и скользкой тропинке. Вокруг стоял тошнотворный запах, много пустой тары из-под алкоголя, а весь подступ к мосту больше напоминал свалку. Не покидало ощущение, что там, внизу, в глубине кустарников затаились бродяги.

Прошагав 15-20 метров, мы ступили на мост. По ощущениям он висит надежно. Каркас металлический, покрытие – из толстых досок. На всякий случай шагаем осторожно. Внизу протекает широкий ручей, в котором виднеются кирпичи и пластиковый мусор.

На другом конце моста столкнулись с крутым подъемом. По промокшему грунту обувь сильно скользила, пришлось выбираться на примыкающую дорогу чуть ли не на четвереньках. Вышли к проезду Лермонтова. Взору предстала картина не лучше – везде мусор. Забегая вперед, скажем, его в нашем рейде будет много.

Почти за полчаса, что мы ходили у моста, по нему, кроме нас, так никто и не прошел. Возможно, из-за плохой погоды. По пути познакомились с местным жителем Юрием Бондарем. Мужчина проживает тут с 1986 года. По его воспоминаниям, мост был возведен примерно за четыре года до его переезда сюда.

– На углу улиц Лермонтова-Алтынсарина раньше находилось предприятие по ремонту двигателей КамАЗов, – рассказывает собеседник. – Многие работники цеха жили в этом районе, а их дети учились в ОШ №11. Добираться в школу ребятишкам приходилось, обходя лог. Чтобы сократить путь своим детям, рабочие и соорудили этот мост, благо среди них были инженеры и хорошие сварщики. Мост востребован и сейчас, по нему часто ходят местные жители. Много проблем доставляют подростки, они нередко из шалости выламывают доски. Бывало, я и сам ремонтировал, чтобы люди могли ходить. Несчастных случаев на моей памяти тут не было.

СКВОЗЬ ГАРАЖИ

Продолжили мы наш поход по логу Костанай-сай. Минуя Валиханова, свернули на улицу Дулатова, которая упирается в еще один непримечательный металлический мост. Его длина около 10 метров, высота чуть больше метра. Под ним течет мутный поток воды.

Переправа соединяет частный сектор и гаражный кооператив, который расположен вдоль Лермонтова. От моста наверх проложена крутая лестница, которая и выводит к гаражам.

Место тихое, пахнет растительностью. Здесь, как и в первом случае, мы долго не могли никого встретить. Пришлось стучаться в ворота ближайших домов. Так познакомились с местным жителем Данияром Жандосовым, который охотно рассказал некоторые подробности.

– Я живу здесь около десяти лет, – говорит костанаец. – У многих соседей, в том числе и у меня, есть свое авто, и мы редко ходим через гаражи на улицу Лермонтова. Этот мост стоит уже как минимум 30 лет, хотя могу ошибаться. Его используют владельцы гаражей, или те, кто работает в организациях по ту сторону улицы. Насколько знаю, подрядчики не обслуживают мост. Зимой его чистит мой сосед, он любит порядок и убирает снег на энтузиазме.

САМОДЕЛЬНЫЕ ПЕРЕПРАВЫ

Идем дальше и в конце улицы Дулатова натыкаемся на широкую металлическую трубу, которая уходит двумя концами в землю, а ее середина – своеобразный мостик над ручьем. Судя по заполированности железа, по трубе ходят часто, тропинка ведет к гаражам.

Вокруг горы мусора – бутылки, старая одежда, пакеты и даже сломанная мебель. Откуда эта свалка догадаться несложно – местные жители постарались. Вряд ли бы кто-то издалека привез сюда старый ковер, спиленные ветки, листву или негодный унитаз.

Продолжаем свой путь. И в глубине лога Костанай-сай видим бетонную плиту, соединяющую два берега. Судя по натоптанной земле, на эту переправу также есть спрос.

Пройдя еще дальше, мы вышли на недавно расчищенное русло лога, в округе наблюдались отпечатки гусеничной техники, а на грунтовых отвесах следы «зубов» ковша экскаватора. Миновав этот участок, словно выбрались из катакомб! Мы оказались на улице Бородина, в районе ДК «Строитель». На этом наш поход по Костанай-сай был закончен.

ДАМБА

Следующим посетили лог Абиль-сай, что в центре Костаная. Овраг почти на всех участках широкий, заросший и заполненный мусором. Самодельных переходов здесь совсем немного.

Мы пришли к высокой насыпи, на которой из бетонных плит выложен тротуар. Попасть сюда можно с улицы Гоголя, неподалеку от санатория «Дружба» либо с улицы 8 марта.

Это место, в отличие от мостиков в логе Костанай-сай, более оживленное. Всего за пять минут мы встретили нескольких прохожих. Завели беседу с мужчиной средних лет. Ермек Жуманов рассказал, что эта насыпь является чем-то вроде дамбы и появилась здесь очень кстати.

– Я почти всю жизнь хожу через эти улицы к своей даче, – делится Ермек ага. – Раньше здесь был маленький дощатый мостик, который уже утопал в логу. Много лет назад городские власти решили обустроить на этом месте переход. И вот что из этого получилось. У меня одно пожелание – нужно сделать перила, чтобы зимой не соскользнуть вниз. А так все хорошо.

Жительница улицы Тобольской Оксана Демина добавила, что эта насыпь была обустроена так, чтобы под ней проходила канализационная труба.

– Дамба появилась в 2007 году, сюда привезли тысячи кубов грунта, из которого сделали укрепление. Здесь стало очень удобно ходить, прекратились порывы труб. Район у нас хороший, тихий, – пояснила женщина.

ИТОГ

Если есть мосты, значит, у них должен быть хозяин. Как выяснили корреспонденты «НК», на балансе акимата данные переправы не стоят и средств на их содержание не выделяется, но находятся они под юрисдикцией городских властей. Отдел ЖКХ держит их на контроле.

– Весной этого года к нам обратился житель города, который сообщил, что на пешеходном мосту в районе пивзавода сгнили доски и их требуется заменить. Мы обследовали переправу и поручили подрядной организации «ДК-Мақсат» укрепить конструкцию. Мы всегда тесно взаимодействуем с гражданами, и в случае подобных обращений, не оставляем заявки без внимания, – прокомментировали в ЖКХ.

Асхат НУРТАЗИН,
фото автора


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77