Костанай и костанайцы Социум

Костанаец Болат Кадбанов – единственный в северном регионе аэронавт

Воздухоплаванием 29-летний житель города занимается три года, он пилот малой авиации. Парить в небе наш герой никогда не мечтал. К этому увлечению пришел случайно – после просмотра трогательного анимационного фильма «Вверх»

НАЧАЛО

Романтизм и философский смысл драмы американского режиссера Пита Доктера произвели на Болата настолько большое впечатление, что он решил кардинально изменить свою жизнь.

Пилот на одном из фестивалей аэростатов

По первому образованию мужчина агроном, но на момент просмотра фильма Болат работал вахтовым методом на одном из нефтяных месторождений Казахстана. Уже через три дня после принятия решения научиться летать, он был на пути в Усть-Каменогорск, чтобы там пойти на курсы пилотирования аэростатом (воздушного шара) привязным подъемом.

Сегодня Кадбанов уже состоявшийся пилот, у него своя команда, вместе с которой он проводит платные полеты для всех желающих.

Вы, наверное, не раз видели впечатляющий красный воздушный шар в виде сердца на парковке перед «Тобол Ареной». Именно здесь в летную погоду костанайцы могут подняться в воздух на 40-50 метров над землей. К слову, аэростатов в форме сердца в Казахстане всего три, один из них находится в Алматы. Форма выбрана не из-за технических требований, а эстетических предпочтений разработчиков. Видеть в небе большое сердце всегда интересно.

ЭКСКУРС

Корреспонденты «НК» познакомились с воздухоплавателем около года назад, Болат любезно хотел нас покатать в небе еще тогда, но встречи постоянно срывались из-за непогоды. Для полета требуются следующие параметры – ясное, безоблачное небо и скорость ветра до 5 м/с.

Мощный вентилятор нагнетает теплый воздух перед полетом

И вот наконец на минувшей неделе наш полет состоялся, как раз перед затяжными дождями. Мы прибыли на парковку у футбольного манежа в момент, когда Болат со своей командой готовил аппарат к полету. Нужно сразу сказать, что подъемы в черте города из соображений безопасности – привязные. Аэростат удерживают 50-метровые веревки, которые закреплены к автомобилям. Для свободного полета нужно выезжать за город.
Наш собеседник скрупулезно руководил процессом подготовки аэростата, при этом он улыбался, шутил и как настоящий капитан поддерживал в команде приподнятое настроение.

Описать характер Болата сложно. Если вкратце – он излучает массу позитива и уверенности, которая передается всем окружающим. Такие горящие глаза человека, занятого любимым делом, встретишь не каждый день.

Мы пришли в тот момент, когда аппарат накачивался теплым воздухом. Болат охотно запустил нас в купол воздушного шара, где немного рассказал об устройстве аэростата.

– Вы находитесь в святая святых! – громко говорит под шум нагнетания воздуха пилот. – Жизнь – это тепло, и здесь так же, как и у настоящего сердца, есть клапана. Такая небольшая аналогия. Они используются для регулирования температуры – вывода горячего газа при снижении и приземлении. Устройство несложное, но требует квалифицированного обращения. Аэростат – почти неуправляемое устройство, идет по направлению ветра, приземляемся там, где удобно.

НАШ ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ

Спустя 30 минут аппарат принял вертикальное положение и был готов к взлету. К тому моменту на место прибыли и первые клиенты, которые бронировали полет. Это были молодые люди, планировавшие провести интересный дружеский вечер.

В корзину помещаются только три человека. Два клиента и пилот.

Данил Варанкин и Ольга Кожакару уверенно поднялись на борт аэростата. После небольшого инструктажа шар стал медленно уходить вверх. Полет длится недолго, 6-8 минут. Вроде немного, но для новичка достаточно, чтобы получить нужные эмоции. Парень с девушкой приземлились в восторге.

– Это было незабываемо! – делится студент Данил. – Волнительно, но не страшно. Интересно посмотреть на Костанай с такого ракурса. Ощущения непередаваемые, и вам нужно их испытать самим.

Наступила и наша очередь занять свои места в корзине. К тому моменту в городе уже практически стемнело, отчего подъем получился еще восторженнее.

Нашим инструктором был Амир Серик, а Болат руководил полетом, наблюдая со стороны.

В горелке вспыхнуло пламя с большим напором, и мы стали отрываться от земли. Ощущения странные, словно ты находишься на колесе обозрения, но, оглядываясь, понимаешь, что в воздухе вы одни и гораздо выше, чем популярный аттракцион.

Мы постепенно отдалились от парковки, внизу были видны машины и лица людей, снимающие аэростат на смартфоны. Достигли максимально допустимую точку. Получилось увидеть часть центра города, ближайшие микрорайоны, дороги с потоком машин и многое другое. Фото- и видеосъемку из корзины воздушного шара вели с осторожностью. Периодически подавалось пламя, к которому быстро привыкаешь и не сутулишься от очередного напора огня.

Было ощущение какой-то невесомости и умиротворения, хотелось быть на высоте как можно дольше, но пришло время возвращаться на землю.

Под куполом стали открываться клапана, стравливая лишний теплый воздух. Пара минут и мягкая посадка. Потрясающий полет! Огромное спасибо Болату!

Цена этого удовольствия вполне доступная, учитывая, сколько сил и ресурсов уходит на организацию полета. Для взрослых подъем – 8000 тенге, детям – 6500 тенге. Цена свободного полета над Сосновым бором оговаривается перед полетом. Сюда входят трансфер из Костаная, фото и видео в подарок, также обряд посвящения в воздухоплаватели. Высота свободного полета 350-500 метров, длительность 50 минут, вместимость 120 кг. Все полеты согласованы с органами воздушного движения и Казаэронавигацией.

КАКИЕ ПЛАНЫ?

Наш знакомый воздухоплаватель принимает участие в различных фестивалях. В этом году он побывал в Конаеве на международном фестивале «Небо тысячи красок», где в вверх одновременно поднялись 30 аэростатов из пяти стран, среди них был и костанаец.

А еще летом Болат Кадбанов посетил Петропавловск, где проходил фестиваль национальных видов спорта. Аэростат на этом мероприятии вызвал большей интерес публики.

Отличительная эмблема команды – изображение Купидона

В будущем наш герой хотел бы стать пилотом малой авиации, но такую лицензию получить гораздо сложнее. Для этого требуются солидные денежные средства.

– Я хочу активно развивать воздухоплавание, сделать свободные полеты доступнее для костанайцев, – делится аэронавт. – Найти единомышленников в Рудном, открыть Skyland (агентство по организации прогулок на воздушных шарах) в Петропавловске. Самая главная цель – организовать фестиваль воздухоплавания в Костанае. Если говорить о долгосрочных планах, то это создание полноценного авиаклуба в нашей области, а также поставить мировой рекорд на самый долгий и дальний перелет в мире.

Воздухоплавание – дело затратное, поэтому команда Болата Кадбанова всегда готова на спонсорское сотрудничество. Агентство может разместить огромное лого инвестора и спонсора на своем аэростате.

Асхат НУРТАЗИН,
фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77