В ритме города Костанай и костанайцы

Костанаец Дмитрий Легкий об опыте работы в Мажилисе, критике Президента и планах на будущее

Ученый, доктор исторических наук, общественник – этим Дмитрий Максимович знаком многим. Мы решили поговорить о другом – еще совсем недавно он принимал участие в работе Мажилиса Парламента VII созыва

Депутатский мандат от Народной партии Казахстана Легкому вручили в октябре 2022 года, но в связи с роспуском нижней палаты Парламента свои полномочия мажилисмен сложил в марте 2023-го.

– Дмитрий Максимович, с какими задачами вы шли в Мажилис?

– Я пошел работать не из-за личных амбиций. Всю свою жизнь я трудился в народном просвещении, поэтому вопрос карьеры или денег для меня не стоял. Будучи сопредседателем Народной партии Казахстана, отдал ей почти десять лет. Депутатство – скорее закономерный и справедливый итог моей политической деятельности.

– Какие законопроекты вы успели предложить?

– У многих ошибочное представление о том, что любой член фракции должен лично от себя что-то громогласно заявить, прославиться. Может, другие партии так и делают, но у нас было строго ограниченное количество депутатов, максимум десять. Поэтому мы решили, что никакой отсебятины не будет – для нас важна коллегиальность решений. Все законопроекты, которые наша партия выдвигала в период деятельности Мажилиса седьмого созыва, все сделанные запросы были таковыми. Хотя, конечно, на первый план выходит человек, который тот или иной вопрос представляет. Допустим, Магеррам Магеррамов, который стал руководителем фракции уже в нынешнем созыве, – в свое время очень много сделал. Стоит еще отметить такой момент, что все члены фракции входят в разные комитеты и отвечают за свое направление. Я подавал свою кандидатуру в комитет по международным делам, но фракция решила, что я буду приносить больше пользы в другом направлении – комитете по социально-культурному развитию. Случилось это по одной простой причине – я профессор, доктор исторических наук. В конечном итоге понял, что это правильно. В нашем комитете были и врачи, и деятели культуры, делалось это для того, чтобы шире смотреть на проблемы. Помимо своего направления, мы утверждали законопроекты не только других фракций, но и комитетов, это называется рабочей комиссией. Я, например, принимал участие в работе по соглашениям между Кыргызстаном и Казахстаном. Казалось бы, постсоветские республики, давным-давно можно было обо всем договориться, но нет. Такие вопросы, как, например, единое образовательное пространство, остро стоящая проблема водных ресурсов – все это до сих пор не решено. Также одной из больших проблем является низкий уровень интеграции на территории СНГ, по сравнению с Евросоюзом он гораздо меньший. В Евразийский союз входит лишь добрая половина постсоветских стран, а остальные остаются за бортом. Все эти проблемы решаются и прорабатываются в Мажилисе.

– Всегда ли среди коллег было взаимопонимание?

– Все парламентские партии прекрасно осознают, что мы вместе делаем общее дело. Конечно, каждый делает это так, как он считает нужным, у каждой политической партии есть свои интересы, но они всегда направлены на улучшение жизни в нашем государстве. Возьмите, например, партию Respublika – молодые, амбициозные ребята, которые преследуют свои собственные интересы, при этом так же, как и мы или другие фракции, делают общее дело. Я могу выразить свое почтение многим представителям различных фракций, в том числе Екатерине Смышляевой. Это одна из самых видных представителей партии Amanat. Мажилисмен внесла большой вклад в создание многих законопроектов. Сейчас любят называть Amanat правящей партией, но они сами себя таковыми не считают. Все ее члены общаются и работают с нами на равных. Повторюсь, мы делаем одно общее дело. Один в поле не воин. Если бы не вклад каждого депутата VII созыва, не было бы сейчас в Парламенте шести партий, одномандатников и еще многих важных конституционных изменений. Я очень рад, что мне довелось стоять у истоков важнейших законопроектов по созданию Нового Справедливого Казахстана. Помимо депутатов, Очень много для развития государства делают и обычные граждане. Например, Сымбат Укин, профессор КРУ им. Ахмета Байтурсынова, кандидат юридических наук. Он внес много ярких предложений по поводу работы Конституционного суда и нашел там не одну ахиллесову пяту. Это говорит о том, если человек хочет принимать активное участие в жизни страны, необязательно находиться в стенах Мажилиса. Я, например, лично подходил к министру по вопросам статуса преподавателей в университетах. На День учителя нас никто не поздравляет, кроме родного вуза, а отдельного праздника у нас нет. Я считаю, что это проблема.

– В СМИ можно найти высказывания, где вы выражаете поддержку первому Президенту в тот момент, когда это было, мягко говоря, непопулярно. Почему?

– В день, когда в Парламенте проводилось совместное заседание Мажилиса и Сената, где решался вопрос закона о Елбасы, я находился в поликлинике. Дело в том, что все депутаты Мажилиса проходят тщательный медицинский осмотр, и по этой причине я на заседании не присутствовал, чему очень рад. Хочу пояснить свою позицию. Что касается закона о первом Президенте – это одно, а допустим льготы, которые будут у последующих президентов – другое, это никуда не денется. Поэтому получилось так, что эти законы в какой-то степени дублировали друг друга. Поэтому то что закон о Елбасы канул в небытие, это хорошо. Это не означает, что экс-президенты не будут иметь никаких льгот, конечно, будут. Но меня насторожил другой факт: некоторые депутаты, которые в свое время поддерживали политику Назарбаева, активно начали выступать против. Вплоть до разоблачений. Поэтому я осмелился даже по телевидению заявить, что я категорически не согласен, чтобы имя первого Президента очернялось. Такое мы в истории делали не раз, вспомните Сталина, Хрущева, Брежнева, Кунаева. Нельзя просто так бездумно осуждать все и вся, в деятельности каждого политика есть свои плюсы и минусы, и это нормально. Все-таки суверенный Казахстан – детище Назарбаева. За короткий срок мы сумели решить многие проблемы, в том числе и остро стоящие территориальные вопросы. Евразийский союз, кстати, – инициатива первого Президента. Сейчас все чаще слышу, что нужно выйти из его состава и участие в ОДКБ нам тоже не нужно. И это после январских событий? Такие рьяные высказывания многих политиков, которым СМИ дают право голоса, меня расстраивают. Нужно отдавать должное каждому президенту, находя при этом огрехи в его деятельности. Я бы не хотел, чтобы наша история переписывалась в связи с меняющейся политической обстановкой.

– Имея такой богатый багаж знаний и реализованных идей, осталось еще что-то, о чем мечтается?

– В моем возрасте стремиться все выше и выше уже нет острой необходимости. Конечно, я не могу сказать, что в жизни было все, в любой период можно строить планы. В настоящее время занимаюсь научным трудом об истории нашего вуза, к этой теме возвращаюсь уже 15 лет. Готов первый экземпляр. Вместе с коллегами продолжаю изучать проблемы депортации народов. Буду и дальше выпускать разные книги, но делать это уже в соавторстве, нужно прославлять не только свое имя, но и свою кафедру и коллег. Партийный билет я на стол не бросил, как это сделали некоторые депутаты, после того как их не позвали в состав VIII созыва. Как политик я тоже преуспел, на благо нашего государства тружусь уже десять лет. Мне удалось получить благодарственное письмо, подписанное Президентом нашего государства Касым-Жомартом Токаевым. Но, несмотря на успехи и заслуги, в первую очередь я все-таки ученый, профессор с сорокалетним педагогическим стажем.

– Вы объездили много стран, наверняка, имели возможность в одной из них работать, но остались в Костанае, что на это повлияло?

– Когда такие вопросы задают, ждут, что человек скажет – не хочу выходить за пределы своего дома, дачи, квартиры, потому что сильно люблю свою родину. Я так сказать не могу. Да, благодаря работе мне посчастливилось за свою жизнь посетить четыре страны в Азии и пять стран в Европе. Но предложения, к сожалению, были не везде. Звали работать в Российскую Академию наук, стать деканом исторического факультета в Днепропетровске, но все же по ряду причин я выбрал Костанай. Знаете, я был бы никудышным ученым, если бы мне не предлагали куда-то уехать. Но тем не менее у нас с супругой уже много чего родного здесь, в Костанае, и поэтому уезжать не хочется.

Сергей ЗАИКА,
фото героя материала


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77