Кайсар Нугманов убежден, решение о том, чьи бюсты должны там появиться, должен принимать народ
Возможно, вам знакомо лицо нашего героя. В суровые морозные декабрьские дни он терпеливо превращал глыбы льда в фигуры Деда Мороза и Снегурочки. Тогда, собственно, с ним мы и познакомились.
Любопытно, что Кайсар во время нашего разговора назвал себя не художником, не скульптором, а талантливым сварщиком. У этого момента есть своя история. Заглянем в мастерскую Кайсара?
ДОМ ТАРГАРИЕНОВ
Располагается она в центре, но в неприметном уголке, в одном из гаражей. Открываем ворота и видим множество рисунков, эскизов, портретов. Есть даже фотографии в стиле ню. Все это когда-либо служило источником вдохновения, знаний и касалось каких-то прошлых заказов.
Самое масштабное, пожалуй, что осталось здесь и пока не обрело хозяина, – большой дракон, который чем-то напоминает символ династии Таргариенов из знаменитой «Игры престолов». Кайсар только отмахивается и говорит, что делал эту работу в рамках эксперимента. Хотел посмотреть, получится ли у него выковать что-то вроде герба для ворот. Пока есть только один дракон, но если понадобится, второй тоже не заставит себя долго ждать.
– Это была одна из моих первых работ, – вспоминает Кайсар и смотрит, как солнце играет на чешуе дракона. – В 2017 году внезапно взялся за скульптуру, хотя раньше в руках никакие инструменты не держал. Я вообще учился на технолога, а потом кем только не работал: и в банке, и таможенным брокером был, до 2000 года официантом и барменом, даже колбасой и конфетами торговал. Представьте, такой серьезный парень, который выдал больше всех кредитов, теперь стоит за прилавком с конфетами!
Рисовал Кайсар всегда: в детстве покупал себе карандаши и мечтал о хороших кисточках. Но такие в советское время продавали только в специализированных магазинах, по три рубля. Дорого, да и не всем их отпускали.
– Поэтому я художников недолюбливаю. Кисточки продавали только тем, кто состоит в профессиональном союзе. Остальные, якобы не талант, хотя это в корне неверно, – говорит Нугманов. – Я себя считаю мастером, а вот художником бы никогда не назвался. На полноценного сварщика тоже не тяну, не все еще умею, но я рисую, леплю, варю и кую. Тот, кто сможет ровный кружочек нарисовать, способен на большее. Главное знать, что ты хочешь воплотить, и держать эту спроецированную модель в голове.
С тех пор мужчина избегает определения «художник» в отношении себя. Не хочется даже на каплю быть приближенным ко всяким союзам, членствам и прочему.
Пока беседуем, смотрю на полки в мастерской. Взгляд падает на небольшие глиняные медальоны в форме сердца, рядом с ними вижу снова какое-то изображение дракона. Это был уже настоящий символ дома Таргариенов.
МЯГКИЙ, КАК КАРАМЕЛЬ
Учился создавать произведения искусства из кусков камня и листов железа Кайсар самостоятельно. Профильного образования у нашего героя нет, какие-либо курсы он тоже не посещал. Только практика и подсказки мастеров из интернета.
– Однажды я увидел объявление: требуется скульптор в Астану. У меня опыта не было, только какие-то свои мысли. Но я решился и поехал, – рассказывает собеседник. – Я в то время очень много сидел в интернете, смотрел украинские сайты и удивлялся, что их мастера вытворяют. Такого еще ни в России, ни в Казахстане не делали. Вот оттуда у меня и какие-то фишки, и насмотренность. Первый мой заказ был на пятиметровые маки. Мне сказали: сделаешь? Сделаю! Там ничего сложного, по сути – наковальня, молоток, горелка. Я ковал маки из железа. Разогревал его докрасна, металл потом мягким становился и тягучим, как карамель. Люблю с ним работать! Даже звук мягкий. Можно делать с ним все, что хочешь. Теперь эти маки стоят во дворе одного из столичных ЖК.
Одни из самых впечатляющих работ – статуи снежного барса и аиста, которые поселились на многоэтажках в Кокшетау. Местная стройкомпания обратилась к костанайскому мастеру и попросила сделать МАФы для своих объектов. Кайсар с радостью согласился и даже не мог вообразить, как это будет выглядеть красиво вживую.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
– Представьте, в лучах закатного солнца на крыше девятиэтажки стоит огромный барс. Словно живой! Смотришь на него снизу вверх, и сердце сжимается, – делится эмоциями мастер. – А у аиста еще интересная особенность получилась – на ветру его железные перья тарахтят. Взлетает будто.
Скульптуры Кайсара живут в Костанае, Аулиекольском районе, Астане, области Улытау (бывшей Жезказганской – прим. ред.). Например, в поселок Жайрем (Улытау) отправилась фигура джейрана. Местные жители преподнесли ее в качестве подарка родной школе. Мастер отправлял скульптуру в место назначения по договоренности поездом. Это был целый квест! Ехал джейран, накрытый простыней, в нулевом вагоне. Добрался благополучно и теперь радует сельчан.
– Я когда-то пытался еще сувениркой заниматься, но считаю, что упустил эту нишу, надо было раньше за это браться, – сетует умелец. – Я делал небольшие фигурки, даже Муаммара Каддафи! Годах так в 2009-2010, когда он еще жив был. Пробовал всякое. Придумал собственное ноу-хау – наполовину бюст – наполовину картина. У меня человек выходил из полотна, но при этом бюстик можно было поставить на стол. Не видел раньше такого нигде, да и было это давно.
Мастерская появилась у Кайсара в 2018 году. С тех пор он сделал бюсты таких известных людей, как Бауыржан Момышулы, Динмухамед Кунаев, Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов. Местные фирмы и просто горожане заказывали у него различные скульптуры для украшения дворов, предприятий, а также на подарки. В портфолио мастера есть даже иконы и целые памятники. А в планах сделать бюст Димаша Кудайбергена и заняться лепниной.
Раньше у ТРЦ «Костанай Плаза» стояла металлическая домбра, резная, с узорами и порхающими вокруг бабочками. Мастер подарил ее ТРЦ, но с условием, чтобы скульптура радовала костанайцев. Тем не менее в последние годы домбра исчезла. Подпитывать энергетикой город и видеть, как твое детище живет, – это главное для творца.
ТВОРЧЕСТВО БЕЗ КОРОЧЕК
Кайсар Нугманов уверен, что уличное искусство в Костанае должно развиваться. Всем уже давно примелькались скульптуры на набережных, в центре города МАФы тоже долго стояли. Хочется чего-то нового. Мастер с этим согласен и даже готов предложить свою помощь городу.
– Я видел, как люди отреагировали на моих ледяных Деда Мороза и Снегурочку. Раньше эти фигуры делали какими-то плоскими, без деталей, не было в них души, а настоящие мастера могут творить куда лучше, – отмечает Нугманов. – Я бы с удовольствием принимал участие в тендерах, но это очень муторно. Уверен, чтобы делать хорошо, надо заниматься чем-то одним. Я скульптор, мастер, и это мое дело. Поэтому, к сожалению, возможности ограничены. Но я мечтаю создать в Костанае Аллею известных людей. Кого бы я там хотел видеть? Геннадия Головкина, Армана Оспанова, Димаша, Бауыржана Момышулы, Алию Молдагулову. У нас во всем городе нет ни улицы, ни памятника Момышулы, это же нонсенс! Главное, чтобы политика не вмешивалась в выбор народных героев для аллеи, это люди должны решать. И нельзя пускать сюда профессионалов, это будет творчество без корочек.
Еще одна мечта мастера – открыть вместе с единомышленниками выставку, чтобы здесь не было никаких рамок, стандартов, условий и правил. Просто свободные творцы и их искусство.
– Талант есть не только у членов Союза художников, – смеется Кайсар Нугманов. – У меня вообще своя техника работы, с точки зрения основ неправильная: я начинаю лепить бюст с глаза или ноздри, хотя надо сначала сделать контур лица. Но я делаю вот так, потому что так чувствую. Судя по моим работам и отзывам, у людей это находит отклик в сердце. Большего мне и не надо.
Татьяна ФАЙЛЬ,
фото Ларисы БОЖКО, из архива героя и архива “НК”
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77