Руслан Конакбаев считает, что очередь может двигаться неправильно и ее никто не контролирует
Чтобы получить ответы на свои вопросы – может ли система дать сбой, почему квартиры для очередников выдают неравномерно, а также узнать данные о получивших жилье за последние годы, мужчина подал иск в суд в отношении акимата Костаная, сообщает ИА “ТоболИнфо”.
Дело рассматривает Специализированный межрайонный административный суд под председательством судьи Ибрагима Дезиева.
Руслан Конакбаев – инвалид 1 группы и сирота. В 2006 году, в четырехлетнем возрасте, он попал в интернат по ул. Красносельской. В очередь на жилье из госфонда сотрудники учреждения поставили его только в 2013 году. Спустя семь долгих лет.
Как объяснил этот момент представитель отдела образования Костаная Олжас Хамидулинов, который тоже присутствовал на заседании, ранее законом не были установлены сроки постановки детей-сирот в очередь на жилье. Норма в полгода с момента поступления в учреждение была регламентирована только в 2013 году. Собственно, благодаря ей Руслан все же получил заветный номерок. Тогда он был 2160-ый.
Сейчас же срок постановки в очередь сократили до трех месяцев, чтобы ускорить процесс получения жилья.
Об этом Руслан Конакбаев слышал впервые и очень удивился.
– Получается, они так решили мою судьбу? Хочу ставлю в очередь, а хочу нет? – высказался истец.
С тех пор прошло 10 лет. Сейчас Руслан имеет номер 835, но не верит, что система отображает верные данные и вообще правильно распределяет очередников. Кто даст гарантию, что не было сбоев и все справедливо?
– Когда в январе 2023 года выдавали жилье, я познакомился с девушкой, которая встала в очередь в 2010 году и уже получила квартиру, – рассказал Руслан Конакбаев. – Многие мои ровесники, кто воспитывался со мной в интернате, тоже уже получили жилье, а я все еще нет. Я писал в прокуратуру, чтобы они проверили очередь. Оттуда меня отправили в облакимат, затем область послала в город. И так по кругу. Я всего на три года позже встал в очередь, чем та девушка, но почему такая разница?
Ответчик, представитель акима Костаная Алтын Тулекова, пояснила, что у них есть очередники еще и с 2008 года. Но дело в том, что они находятся сейчас в тюрьмах, поэтому процесс получения жилья немного затянулся.
– Вы не называете данные той девушки, чтобы мы смогли проверить информацию насчет нее, – парировала Алтын Тулекова. – Вне очереди мы предоставить кому-либо жилье не можем. Все решает система. Из года в год у нас пополняют списки разное количество очередников. Кроме того, кого-то могут исключить из списка по причине переезда или смерти. Что касается строительства жилья, то это уже не в нашей компетенции. Этим занимается отдел строительства. Но сами посмотрите, сколько у нас долгостроев стоит. Отсюда и задержки.
Алтын Тулекова добавила, что акимат города вошел в положение Руслана Конакбаева и предоставил ему временное жилье на ул. Садовой. Но на очередность мужчины власти повлиять не в силах.
– Где гарантия, что сбоев у системы не было, нет и не будет? – задал вопрос истец. – Мне никто не может пояснить, как это работает.
– Мы сами не занимаемся обслуживанием системы, это делает специальная организация. Но, могу сказать, что даже в случае сбоя там указано время, вплоть до минут, когда человек встал в очередь, поэтому мы всегда сможем эти данные восстановить, – разъяснил представитель отдела жилотношений Владимир Моисеенко.
Еще один момент, на который обратил внимание Руслан Конакбаев: в 2020 году в Костанае сдали один дом на 120 квартир, из них 41 выдали очередникам по категории “дети-сироты”. В 2021 году ввели в эксплуатацию аналогичную многоэтажку, тоже на 120 квартир, но при этом детям-сиротам выдали уже 31 квартиру.
– Почему процент разный, если положено 20% от общего числа квартир? – задал вопрос истец.
Ответ искали долго. Алтын Тулекова даже предложила заглянуть в текст закона, пока Владимир Моисеенко наконец не пояснил простым языком: если есть возможность предоставить больше квартир какой-то категории, власти это делают. Главное, чтобы было не менее 20%.
– А бывший руководитель отдела жилотношений Сактаган Мустафин говорил, что не более 20%. Если бы вы изначально все правильно поясняли, ничего бы этого не было, – констатировал Руслан Конакбаев.
Как раз это и стало главным лейтмотивом процесса: ситуацию вполне можно было бы рассмотреть в рабочем порядке и причем давным давно.
Правильно ли ранее доводили сотрудники отдела жилищных отношений информацию до Руслана Конакбаева, мы знаем. Но факт в том, что во время процесса на некоторые свои вопросы мужчина получил пояснения от чиновников далеко не с первого раза.
Половину заседания очередник, оперируя законом, серьезно заблуждался: Руслан считал, что может претендовать на квартиру от государства только до 30 лет, а после достижения этого возраста его из списков исключат. На самом же деле в законе сказано, что ограничения касаются только постановки в очередь, до 29 лет. Поправили его и объяснили, как же дела обстоят на самом деле, только в конце заседания.
Еще ряд вопросов приходилось задавать по нескольку раз, потому что все пояснения звучали исключительно на языке бюрократии и очень поверхностно. Создавалось ощущение, что за этими словами представители акимата попросту прятались.
Удивительно ли, что в попытке разобраться в ситуации пришлось идти в суд?
Следующее заседание назначено на 18 апреля. Судья попросил представителей акимата предоставить данные о тех, кто получил квартиры в последние годы, а также документы, которые бы свидетельствовали о корректной работе системы.
Татьяна ФАЙЛЬ, фото из архива Руслана Конакбаева
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77