Костанай и костанайцы Социум

Костанаец Валентин Иванов: «Я хочу жить в таком Казахстане, где не нужно переживать о своем будущем»

Нашему герою всего 21 год, но он уже успел получить профессию повара, отслужить в десантных войсках, в совершенстве овладеть казахским языком, поступить на историка, побывать на археологических раскопках, поучаствовать в реконструкционных боях и стать вторым пилотом на «кукурузнике».

12 августа отмечается Международный день молодежи. Накануне этой даты мы решили побеседовать с активным костанайцем и узнать, каким он видит будущее Казахстана, что молодежи предстоит исправить и что такое патриотизм.

ПЕРВЫЕ ШАГИ

– Ты повар. Почему выбрал эту профессию?

– С детства мне говорили, что я должен выучиться на механика, как папа, или на электрика ради стабильного заработка. А повар… Про него никто не говорил, но в один момент я решил попробовать, вдруг что и получится. Тем более эта профессия творческая, мне подходит, да и в Италии, Франции люди как-то поварами работают и неплохо живут (смеется).

Учеба нравилась, мы изу­чали такие тонкости, о которых даже не задумываешься, что это можно делать неправильно. К примеру, резать лук. Три года пролетели незаметно. Было здорово. Но на практике все оказалось иначе. Мне довелось поработать в сельском кафе с национальной кухней у нас в Федоровском районе. Там был такой поток людей! Не до творчества. Я решил испытать себя в чем-то другом и пошел в армию.

– Чему тебя научила служба?

– Знаю, это прозвучит пафосно, но всему, что я сейчас умею. Начиная от ухода за собой и ремонтом одежды до осознания, что такое патриотизм. Казахстану всего 33 года, и в армии нас учили, что мы должны защищать молодую, еще неокрепшую страну. Я служил в десантно-штурмовых вой­сках в Сарыозеке Жетысуской области. Попутно учился госязыку, овладел казахским на достойном уровне. Не только понимаю, но и свободно говорю. Меня даже хвалили за отсутствие акцента. А еще дисциплина и распорядок научили планировать свою жизнь.

Армия – полезная вещь, но не для всех. Таким парням, у которых домашние тапочки уже к ногам приросли, конечно, будет ментально  сложно. А те, кто приучен к работе, поймут, что добиться успеха можно только своим трудом. В конце службы со всех слетают маски, армия покажет и окружающим, и тебе самому, кто ты есть на самом деле.

– Были ли интересные случаи?

– Я служил во внештатной пожарной бригаде, и в самом начале на полигоне произошел инцидент: танк Т-72 сбил боевую машину пехоты, и она загорелась. Вызывают нас. А мы в тот момент совершенно не были готовы, кое-как потушили БМП. А когда уехали, она снова загорелась! Это был полный провал. Но со временем стали собраннее, поняли, что к чему. А в конце моего срока загорелась служба войск. Мы потушили пожар за семь минут, хотя тогда за полчаса с БМП не могли справиться. Это был  показательный момент. Все приходит со временем.

БОИ, РАСКОПКИ И ПОЛЕТЫ

– Почему ты после службы решил учиться на историка?

– В армии я осознал, что в истории нашей страны есть некоторые проблемы. Этот вопрос особенно актуален в условиях нынешней политической ситуации. Жители Казахстана – это многонациональный народ, который веками формировался из различных племен и народностей. Поэтому споры о том, чья эта земля, бессмысленны и порой даже безумны. Углубись люди в историю, они  нашли бы ответы на многие вопросы, это решило бы различные конфликты. Кроме того, история позволяет взглянуть на ошибки прошлого, это ключ к осознанию того, над какими проблемами стоит поработать и как жить в будущем.

– Этим летом ты впервые побывал на археологических раскопках древнего поселения «Камысты» в Денисовском районе. Поделись впечатлениями.

–  Я раньше представлял археолога, как Индиану Джонса. Но в реальности от Джонса осталась только рубашка с длинным рукавом, шляпа, чтобы не обгореть, да берцы (улыбается). Конечно, мы не нашли сундук с золотом, зато добыли другие сокровища – орудия труда, кувшины и прочие предметы быта людей эпохи бронзы. Я познакомился с археологами с большой буквы – Ириной Викторовной Шевниной  и Андреем Викторовичем Логвиным. А еще нашел новых друзей, единомышленников.

Эту часть керамики наш собеседник нашел на раскопках в Денисовском районе

Мне кажется, что на раскопках особенно интересно было бы школьникам и студентам, ведь это полноценное приключение с палатками, песнями у костра, едой на свежем воздухе, поиском древних артефактов.  Намного же интереснее историю изу­чать не по учебникам, а в экспедициях. Чем больше заинтересуется ребенок: картинкой из книги или настоящим костяным копьем, принесенным педагогом? Думаю, ответ очевиден. К слову, скоро еду изучать тургайские геоглифы.

– Помимо археологии, ты увлекаешься  средневековыми боями…

–  Да, нашим вдохновителем и организатором является Михаил Гута. Он сам изготавливает доспехи, кольчуги, шлемы, наручи, поножи и прочее именно той культуры, соответствующей периоду, в котором воссоздаются бои. Допустим, занимаемся XIV-XV веками. Причем мы настолько трепетно относимся к деталям, что историки подтверждают достоверность нашей работы.

В Костанае можно делать исторические реконструкции, ведь у нас столько разных восстаний, междоусобиц проходило в разные периоды. Конечно, они были небольшими, там убили несколько сотен человек, а не сотни тысяч, как в войне с джунгарами на юге. Но даже на реконструкции малых битв было бы интересно посмотреть и горожанам, и школьникам.

– А ты сам пробовал что-нибудь выковать для себя?

– Я связал кольчугу: сводил кольца, которые образуют чешую. Остальное мое обмундирование изготовил Михаил Гута. Общий вес с подоспешьем составляет около 30 кг. В будущем хочу сам изготовить себе шлем, но это очень сложная задача, поэтому начну с железных ботинок – сабатонов.

– Недавно ты покорил небо. Как тебе это удалось?

– После армии я работал на полях. Там использовали «кукурузники».Сначала мне просто разрешили полетать, потом попробовал управлять самолетом. А этим летом прошел курсы и стал помощником пилота. Мне даже рекомендовали поступить в летную академию в Алматы, но история мне ближе.

МИССИЯ МОЛОДЕЖИ

– В будущем ты хочешь стать педагогом и работать с детьми, то есть воспитывать новое поколение. Какая главная задача учителя, по твоему мнению?

– Не убить веру в себя и показать, что получать знания не только интересно, но и полезно. Многие учителя советской закалки при всем классе унижают школьников, переходя на личности. И это повсеместная проблема. А ведь это крайне пагубно сказывается на нестабильной психике ребенка и подростка. Я считаю, молодые учителя должны это искоренить полностью и не повторять ошибок старших коллег.

– А какая сейчас главная миссия молодежи?

– Стать суперспециалистами в своей профессии. Если ты тракторист, будь лучшим из лучших, покажи будущему поколению, что тракторист – это не человек в мазуте, а специалист, который добывает хлеб для людей, его руки в плодородной земле. Или как раньше архитекторы строили – ведь некоторые сооружения веками стоят! Так и со всеми профессиями: строитель, экономист, учитель, журналист… Если каждый без исключения будет выполнять свою работу хорошо, то наша страна будет процветать.

– Каким бы ты хотел видеть Казахстан через тридцать лет, в 2050 году?

– Я хочу жить в таком Казахстане, где не нужно переживать о своем будущем. Думать, где и у кого мне лечиться, кто будет учителями у моих детей. Мечтаю, чтобы специалисты, от которых действительно зависит наша жизнь, – врачи, спасатели, полицейские, учителя получали достойную зарплату. А самая главная мечта, чтобы наша страна стала одной из ведущих в мировой экономике. Я люблю Казахстан и сделаю все возможное, чтобы помочь молодой стране встать на ноги. Призываю к этому и моих сверстников.

Екатерина БАЙНЯШЕВА, фото Ларисы БОЖКО
и героя материала


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77