Жительница Костаная своим примером показывает, что обучиться искусству рукоделия можно самостоятельно
Главный секрет – упорство и желание. Даже возраст не помеха, ведь последнее ремесло – плетение баскуров – наша героиня освоила в 55 лет.
Баскуры – это узорчатые ленты, которые вешают в юрте между уиком и кереге. Их изготавливают, натягивая нить на специальный станок, а техника плетения чем-то напоминает ткачество.
– Впервые за ковер я села еще в четвертом классе, когда ездила на каникулы к бабушке Дарие. Основам меня обучила тетя Маркаба, которая тоже была самоучкой, – вспоминает Умит Маусинбаевна.
А лет с 11 наша героиня увлеклась вязанием. Эта любовь и даже страсть не пропала к моменту замужества. Став старше, Умит, как говорится, обвязывала всех родственников и близких.
– А в какой-то момент все мои мысли перекинулись на макраме. В 80-е годы его по всему Союзу плели, – отмечает мастерица. – Помню, найти какие-то схемы было целое испытание. Тогда интересные узоры можно было подсмотреть только в журнале «Крестьянка». В выходные я шла в библиотеку им. Толстого, чтобы отобрать рисунки.
Специальных материалов тогда тоже было не найти – дефицит. В ход шли сороковые швейные нитки, сложенные в несколько раз, а вместо станка – обычный стул. Кстати, муж поддерживал супругу, сам мастерил ободки для абажура и прочие мелочи.
– Однажды я увидела бисер и так загорелась этим делом – это была настоящая болезнь! Я плела по ночам и просто не могла оторваться. Днем работала в музее, вечером домашние хлопоты, а когда все ложились спать, то шла на кухню, включала свет и занималась любимым делом. Это было так увлекательно! Вроде только сажусь, а уже два часа ночи, – рассказывает Умит Маусинбаевна.
Такая любовь к делу принесла свои плоды: некоторые работы нашей героини хранятся в фонде Денисовского районного музея.
Сейчас все время мастера занимают баскуры, используемые в древности для украшения юрты.
– В 2017 году я посетила «Экспо», там и увидела эти самые баскуры. Обменялась телефонами с мастерицами из Восточного и Южного Казахстана и решила, что обязана научиться этому искусству, – говорит женщина.
В интернете мастер-классов по плетению тесьмы не оказалось, зато были видеоуроки по изготовлению православных поясов. Техника была похожа, можно было уловить принцип.
Чтобы узнать больше, Умит Маусинбаевна обратилась к переселенке из Монголии, проживающей в Рудном, связалась с ткачихами из Восточно-Казахстанской области и Алматы – все без толку. У кого-то не было времени, другие просили за обучение немалые деньги.
– Тогда я поняла, что снова придется учиться всему с нуля. Сначала сплела желбау – веревку, привязываемую к шаныраку юрты, затем уже потихоньку начала плести баскуры, – поясняет наша героиня.
Один из распространённых орнаментов для этих изделий – қошқар мүйіз – бараньи рога. А сами баскуры бывают длиной от 15 до 50 метров! Они служили не только для украшения юрты, но и продлевали жизнь войлоку, чтобы он не терся между уиком и кереге. На шанырак вешали в качестве оберега кисточки шашбау. А по жельбау, которыми тоже украшали шанырак, хозяйки в старину определяли направление ветра.
Что удивительно всем этим тонкостям мастерица обучилась сама! Она отмечает, что технология плетения очень трудоемкая – на изготовление одного баскура может уйти около месяца. А для создания орнамента необходим счет, чтобы знать, какую нитку и когда нужно поднять.
– Сама не обучаю и пока не планирую, потому что необходимо специальное помещение, станки и желающие люди. Однако если кто-то захочет освоить это ремесло, я готова помочь, – улыбается собеседница.
Екатерина БАЙНЯШЕВА,
фото Абиля ДОЩАНОВА.
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77