Культура

Костанайская семиклассница изучает историю женского Иверского монастыря

14-летнюю Ульяну Филиппову настолько увлекла эта страница летописи Костанайщины, что девушка создала электронный сайт монастыря, где можно узнать о судьбах его обитателей и увидеть архивные фотографии

Впервые об Иверском монастыре ученица гимназии им. Горького узнала от кандидата исторических наук Айбека Шалгимбекова во время занятий в летней школе.

– Ульяна тогда только окончила шестой класс, где мы проходили историю Казахского ханства, а тут она говорит, что хочет изучить тему истории женского монастыря, – вспоминает ее наставница, учитель истории Ляззат Оспанова. – Если у ребенка горят глаза, то главное не отбить этот интерес. Мы дополнительно прошли темы восьмого класса. Я объяснила, почему в 1937-1938 годах были репрессии и гонения на священнослужителей, монахинь. Так мы начали работать над проектом.

Ульяна и Ляззат Балтабаевна достойно выступили с этой темой на городском этапе и получили бронзу. Есть намерение продолжить изучать эти страницы истории.

Исследовательницы поделились, что искали информацию в краеведческом музее, архивах библиотеки им. Толстого, советовались с доктором исторических наук и мажилисменом Дмитрием Легким, который тоже изучал судьбу монастыря. Энциклопедия епархии и разговоры со служителем храма в Тобыле отцом Андреем помогли окончательно разобраться в вопросе.

– В ходе работы, опросив костанайцев, мы выяснили, что практически никто не знает, что когда-то в нашей местности находился храм, – делится наблюдениями Ульяна.

На территории Казахстана в начале прошлого века существовало лишь два монастыря: мужской в Уральске и женский в Костанае. Последний и был построен за логом Кустанай-сай (ныне район телевышки). После его разрушения на этом месте создали свиносовхоз «Красный Партизан», а затем в 1937 году там разместились два колхоза, организованные депортированными корейцами-крестьянами – «Самир» и «5 Декабря». Как раз впервые о монастыре краеведам рассказали корейские переселенцы, которые в конце 30-х были еще детьми.

– Чтобы скопить средства на строительство здания, будущие монахини несколько лет сеяли и продавали хлеб, шили одежду, собирали пожертвования. Когда зимой 1892 года Кустанай настигла эпидемия, женщины оказались самоотверженными сестрами милосердия. Они, невзирая на морозы и бураны, ежедневно за два-три километра ходили в город, отгребали снег, раздавали провизию, ухаживали за больными. В благодарность за это в 1894 году городские власти выделили землю под монастырь, – рассказывают авторы проекта.

Был возведен молитвенный дом, церковно-приходская школа и приют для 25 девочек-сирот, чьи отцы погибли во время Первой мировой войны. В общей сложности в монастыре работали, учились и жили 168 женщин и семеро мужчин. Особый вклад в его развитие внесли Елена Стефановна Бородина и Ксения Иосифовна Садчикова. Простые крестьянские девушки приложили все усилия, чтобы основать в молодом Кустанае монашескую обитель.

– В советский период представители и распространители религии подвергались гонениям. Кустанайские монахини не стали исключением. В ноябре 1937 года по приговору УНКВД по Кустанайской области были расстреляны 24 монахини, – добавляет Ляззат Балтабаевна.

Проникнувшись судьбами людей, Ульяна стала изучать истории жизни тех, о которых остались хотя бы какие-то сведения. В итоге школьница благодаря поддержке наставников создала сайт, где можно ознакомиться с полной историей не только монастыря, но и ее обитателей.

Екатерина БАЙНЯШЕВА,

фото Ларисы БОЖКО и из архива героинь материала


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77