В ритме города Костанай и костанайцы

Костанайский наставник победителей международных олимпиад Берик Демисенов обосновал математическую теорию

В своем первом интервью математик поделился с «НК» взглядом на обновленную систему образования, сравнил советские и современные учебники, рассказал о труде всей своей жизни

30 мая Берику Нуртазиновичу Демисенову исполнится 60 лет. За это время доктор физико-математических наук успел подготовить плеяду олимпиадников международного уровня, сыграть партию в сеансе одновременной игры с экс-чемпионом мира Анатолием Карповым, написать монографию «Теория неограниченностей», а в творческие минуты слагал стихи.

КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ МАТЕМАТИКОЙ?

– Уже больше двадцати лет вы сотрудничаете с Центром «Дарын» и готовите юных математиков для международных олимпиад. Какие самые значимые награды?

– Среди моих учеников есть победители и призеры международных Эйлеровской, Жаутыковской, «Туймаада», Балканской, «Шелковый путь», Центрально-Азиатской олимпиад. Побеждали ребята и с научными проектами, за которые получили: Гран-при в Южной Корее, бронзу в США, Швеции, Москве. И конечно, победы на всех этапах Республиканской олимпиады.

– Математика – дисциплина сложная, многие ее недолюбливают. Когда и почему у вас появилась страсть к математике?

– Всему виной замечательная школа №9, в которой я учился. Она располагалась возле Дворца Профсоюзов на месте городского суда №2. Со многими общаемся в группе «Любимые одноклассники». Сейчас я понимаю, что уровень преподавания в этой школе был одним из лучших в городе. Трое из нашего класса стали кандидатами наук! Причем в разных отраслях. Татьяна Пчелкина – кандидат филологических наук, работает в нашем пединституте, Марат Усмангалиев – преуспел в области педагогики, теннисист,  живет в Москве. И я – кандидат физико-математических наук.

Любовь к этой сфере мне привила Вера Александровна Зубарева. До 9 класса я активно занимался физикой, но перестал после спора с прекрасным учителем физики, нашим классным руководителем Валентиной Прокопьевной Носенко на тему некорректной задачи на школьной олимпиаде по физике. В этот момент меня пригласила участвовать в олимпиадах по математике Вера Александровна.

– Ваша учительница смогла вас заинтересовать, а как вы справляетесь с этой задачей? Какую методику используете?

– Основой для подготовки олимпиадников стало пособие «Ленинградские математические кружки». Сейчас же появилось большое количество информации в интернете, которую я тоже активно использую. Часто даю задачи до объяснения теоретического материала. Так, учащиеся сразу понимают важность новой темы и сферу ее применения. Нередко проводим занятия в игровой форме: математическое лото, карусели, брейн-ринги. Разбираем классические задачи, двигаемся от простого к сложному.

Важно отметить, что больших высот без самостоятельного обучения достигнуть не получится. В среднем международник тратит по 6 часов в день в период усиленной подготовки. Сейчас задания олимпиад затрагивают темы младших курсов вузов и требуют профессиональной подготовки от школьников.

– А что вы можете сказать об обновленке? Стали ли знания детей лучше или хуже?

– В советское время, когда не было гаджетов, получение нужной информации было проблемой. Стоило перелопатить кучу книг в библиотеке или вовсе заказывать их из более крупных. Помню, как я ждал нужную книгу месяц, а сейчас это можно сделать за секунду! Очевидно, в условиях цифрового мира советская система образования не применима, должен был измениться подход к обучению. Многие моменты обновленки переняли из опыта ведущих стран, но не учитывались особенности менталитета и уровня жизни казахстанцев. Если в Европе образование – ответственность родителей и детей, то у нас – учителей.

Подходы и цели в советское и в наше время совершенно разные. Если раньше целью образования было формирование всесторонне и гармонично развитой личности, то сегодня это, скорее, конкурентоспособность на рынке труда. Но если сравнивать рынки развитых стран и наш, то прослеживается зависимость: каков рынок, таков и уровень конкурентоспособности. Я не считаю, что обновленку нужно убирать вовсе. Система требует доработки.

– Большой объем работы ложится именно на учителей…

– Верно подметили. А ведь если учитель тратит более одного процента своего времени на отчеты и другую работу, не касающуюся преподавания и воспитания, то его потенциал резко снижается, его эмоциональные и физические силы исчерпываются быстрее. Все это негативно отражается на качестве обучения.

Если на западе такая система предполагает конкурентную среду учителей, чтобы школьникам преподавали лучшие из лучших, то она у нас дефицит кадров. К примеру, в этом году из нашего вуза выпускается лишь четыре студента-математика очного русского отделения. Этого не хватит, чтобы удовлетворить даже потребности города! Для сравнения, в советское время наш вуз выпускал в год по 50 физиков и математиков. Раньше устроиться в городскую школу было практически невозможно, а сейчас берут даже заочников.

НАУЧНЫЕ ТРУДЫ

– Многие из ваших научных публикаций посвящены теории алгебры Ли. В какой моменты вы заинтересовались этой темой?

– Спасибо моему научному руководителю по дипломной и кандидатской диссертации Георгию Петровичу Кукину. Человек известный в профессиональных кругах, был в свое время самым молодым доктором наук в СССР, защитил диссертацию в 32 года.

Именно Георгий Петрович дал мне тему по комбинаторной теории алгебры Ли. Это очень актуальное направление, которое исследуется во всех крупных научных центрах. А все, потому что теория возникла благодаря норвежскому математику М.С Ли, который занимался дифференциальными уравнениями и поставил поиск решений и их классификацию на алгебраические рельсы. Дифференцирования связаны со скоростью изменения и поэтому важны не только для математиков, но и для физиков и инженеров. Продолжаю изучать эту тему, в феврале этого года выступил на научной конференции «Алгебра Ли, алгебраические группы и теория инвариантов».

– Чему сейчас посвящаете свои исследования?

– Труд всей моей профессиональной жизни – теория неограниченностей, она решает проблему обоснования анализа бесконечно малых величин. С момента создания дифференциального и интегрального исчисления (более трёхсот лет), она не обоснована. Вначале я шел от философии, затем применил алгебраические методы и нашел интерпретацию, благодаря которой удалось решить эту проблему. Сейчас продвигаю мою идею. C моей теорией в более упрощенном виде можно ознакомиться на сайте demisenov.com, там уже больше двух тысяч просмотров, что немало для научного труда. Свою идею я недавно презентовал на международной научной конференции в Москве. Я как некий чудак, который говорит, что изобрел вечный двигатель (смеется). Впервые нахожусь в такой ситуации, когда решил казалось бы не решаемое. Но я уверен в своем результате. Любопытно, уже был такой прецедент, о котором мало кто знает, когда кустанайский десятиклассник Владимир Янкелевич смог решить проблему, которая простояла 300 лет!  Решение так называемого «неприводимого случая» напечатали даже в журнале «Квант» в 1971 году.  Его брат и отец преподавали на кафедре математики в Кустанайском пединституте им. 50-летия образования СССР.

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ

– Многие родители жалуются на качество современных учебников.

– В советское время учебники готовили специализированные институты. После написания около пяти лет и более шла апробация. Например, знаменитый учебник Андрея Киселева по геометрии был написан до революции, использовался еще в советское время, переписывался 20 раз. Работа над учебником – кропотливая, он должен дорабатываться и перерабатываться.

Что касается современных учебников, хорошо, что у нас появились свои авторы, но плохо, что стандарт образовательной программы сильно поставили на опережение. Казахстанская программа опережает российскую на год! Мы это выяснили, когда готовили международную уральскую олимпиаду для школьников. Это плохо. Сейчас происходит большая неусвояемость материала. Я считаю, что программу нужно упрощать, а специализировать уже на дополнительных курсах. Если брать задания ЕНТ, то они используют одну базу и для гуманитарных, и для естественно-математических направлений. Это неправильно. Пусть в ЕНТ будет упрощенная одна база для всех. А вузы с математическим уклоном могли бы проводить отдельные вступительные испытания, как делают в университетах Москвы и Санкт-Петербурга.

– Вы сами используете в обучении советские или современные учебники?

– За основу я беру классические труды под авторством Алексея Кострикина, Леонида Куликова, Льва Шнепермана и других. Попутно использую материалы из интернета.

КАРПОВ, СТРЕЛЬБА И СТИХИ

– Вам посчастливилось сыграть партию с гроссмейстером и чемпионом мира по шахматам Анатолием Карповым. Каков был итог игры?

– Когда он приезжал в Костанай в 2013 году, то проходил сеанс одновременной игры с пятнадцатью шахматистами, среди которых был и я. Сначала он играл быстро, а потом стал задерживаться. Мне, вроде бы, удалось выровнять ситуацию, но в какой-то момент он сделал неприметный ход слоном, и я почувствовал, что позиция проиграна. За один ход. Я продержался до 38-го хода и проиграл. В конце игры он пожал мне руку и расписался на моем бланке. Любопытно, подпись молодого Карпова не отличается от нынешнего.

– А когда вы стали увлекаться шахматами?

– Папа меня научил, купил шахматы. Очень благодарен своим родителям и брату Серику сестренке Гульнаре (доктор биологических наук, академик) за мое развитие, воспитание и образование. Мы тогда жили в колхозе имени Фридриха Энгельса, поселке Шишкино. Когда переехали в город, мой друг Сергей Корнейчук, ныне подполковник в отставке, стал ходить на шахматы и привлек меня. До этого я увлекался боксом. На этом кружке познакомился с Виктором Савочкиным и Павлом Русановым. Оба занимаются тренерской работой с детьми. Павел работает в Шахматном клубе, мы учились вместе математике в Омске, были однокурсниками. Называли нашу компанию в шутку в честь певца Демиса Руссоса – Демисенов и Русанов (улыбается).

– Как вы думаете, все ли шахматисты – хорошие математики и наоборот?

– Среди чемпионов мира по шахматам я знаю только три математика Эмануила Ласкера, Макса Эйви, Михаила Ботвинника. Но есть много отличных шахматистов не математиков: Михаил Таль – филолог, у Роберта Фишера – всего четыре класса образования, Василий Смыслов прекрасно играл на рояле. Если и есть связь между шахматами и математикой, то она непрямая. Каждый человек использует разные способы познания мира, не обязательно связанные с математикой. Хотя процесс цифровизации несомненно носит объективный характер. А на примере шахматного движка «Альфа Zero», понял, что искусственный интеллект таит в себе опасность. Он сам устанавливает ценность фигур, независимо от человека. И если мы будем передавать искусственному интеллекту различные функции, то в конце концов он может не увидеть для себя ценность человека.

– Какие у вас еще есть хобби?

– Я увлекаюсь стрельбой, и даже выиграл первенство среди руководителей малых и средних предприятий по стрельбе из малокалиберного оружия. А еще пишу стихи, на моей страничке в стихи.ру у меня около четырех тысяч читателей (на страничке Берика Демисенова представлено 74 стихотворения, прим. ред.). Стихи пишу с детства, мама перед сном читала детские стихи, некоторые книжки знал наизусть, не умея еще читать.

– Скоро вам исполнится 60 лет. Какие у вас планы?

– Буду продолжать педагогическую деятельность, готовить олимпиадников, заявлять о своей теории неограниченностей международному математическому сообществу. Возможно, даже буду снимать видео для англоязычной аудитории, чтобы донести свои идеи.

Екатерина БАЙНЯШЕВА, фото Ларисы БОЖКО и героя материала

ДОСЬЕ:

Берик Нуртазинович Демисенов родился 20 мая (по документами, фактически – 30 мая) 1963 года в пос. Жалгыскан Карасуского района Кустанайской области. Окончил среднюю школу №9 города Кустаная и поступил в Омский государственный университет, который окончил в 1985 году. Служил в Советской армии, учился в сержантской школе в Североморске Мурманской области, в звании младшего сержанта проходил службу в Архангельской области.

С 1987 года работал в Кустанайском пединституте. С 2000 по 2006 годы работал проректором в КСТУ имени академика А.Алдамжара.

Женат, супруга Демисенова Женискуль Сейтжановна работает учителем математики в ГМГ. Сын Даниал Берикович учится в IT университете в столице.

ЦИТАТА:

«Пустых сует не нужный шум

Не избегу, как ни стараюсь.

Я не боюсь, что согрешу, –

Боюсь того, что не покаюсь»

Берик Демисенов.


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77