Социум Экономика

Кто кого «обувает»? – костанайские предприниматели выступили против маркировки

Несмотря на то, что обязательная маркировка обуви действует в Казахстане уже полгода, розничные реализаторы ее так не поняли и не приняли. Предприниматели считают, что разработчики проекта оторваны от действительности и явно покупают себе обувь не на рынках

Где взять полмиллиона тенге на новое оборудование? Как человеку, едва знакомому с компьютером, разобраться в системе, которая по зубам не всем айтишникам? И почему борьба с теневой экономикой должна оплачиваться из кармана простого торговца? Ответы на эти вопросы пытались найти на круглом столе, который прошел в Палате предпринимателей Костанайской области 4 марта.

Проблема хоть и злободневная, но далеко не новая. Много копий было сломано, но норму все же ввели 1 ноября прошлого года. Суть в том, что импортеры и производители теперь обязаны наносить на товар стикер или этикетку с Data Matrix-кодом. При этом предпринимателям необходимо оцифровать весь свой товар, внести в базу сведения о нем (чуть ли не до цвета шнурков) и отчитаться о реализации каждой пары обуви. Уже с 1 апреля продажа немаркированной обуви на территории РК будет запрещена.

Необходимость маркировки объясняют двумя причинами – мерами борьбы с теневым бизнесом и обязательствами, которые взял на себя Казахстан как участник ЕАЭС. Розничные реализаторы же искренне недоумевают, почему эти почетные миссии возложили именно на них.

– Общее мнение предпринимателей, которое меня просили передать, – те, кто разрабатывал этот закон, совершенно не владеют ситуацией. Чтобы выполнять все требования, каждому торговцу на рынке необходимо приобрести компьютер, сканер, принтер и нанять бухгалтера. Многие продавцы – это люди за 50 и старше, которые не владеют компьютером. Чтобы вы представляли, у нас открытые рынки. Там стеллажи, товар и продавец, который зачастую и хозяин. По самым скромным подсчетам понадобится 500, а то и 800 тыс. тенге. Люди этого просто не потянут. Они говорят, что сейчас не время для таких экспериментов. Им проще все бросить и уйти из бизнеса, – выступила член Регионального совета Палаты предпринимателей Костанайской области Венера Демченко.

Остальные выступления были даже более эмоциональными. Предприниматели, которые уже опробовали нововведение, жаловались на постоянные системные сбои, долгую обработку карточек товара, затянутую модерацию … Розничные реализаторы считают применение маркировки в «полевых условиях» нереальным.

Однако разработчики уверены, что предприниматели сгущают краски и не так страшна маркировка, как о ней сегодня говорят.

– Я не согласен с суммой в 800 000 тенге. Да, нужно будет внести сведения в базу, нужен компьютер с доступом в интернет. Но он не является постоянной надобностью. Можно провести ревизию и уже по приходу домой внести сведения и получить коды маркировки, а дальше просто вносить информацию о реализации товара. Насчет бухгалтера я тоже не согласен. Да, нужно посидеть немного за компьютером и разобраться. Но вы один раз поставили ревизию, узнали необходимое количество кодов и внесли в систему. В дальнейшем просто фиксируете. Что касается 2D-сканера, субъекты бизнеса могут купить его, но есть и альтернатива – мобильные приложения, которые можно установить на любой смартфон. Так что много вещей необоснованны и поверхностны. И я хочу особо отметить, что по законодательству маркировку должен проводить первый владелец товара на территории РК. То есть эта обязанность ложится на плечи импортеров, а не розницы. Вам же нужно просто промаркировать остатки, накопленные во время пандемии или по каким-то другим причинам. Вы можете это делать не спеша до 1 ноября, – выступил представитель Единого оператора маркировки и прослеживаемости товаров АО «Казахтелеком» Мухаммедхайдар Сеит.

По его словам, для того, чтобы снизить нагрузку на мелких предпринимателей, с 1 марта для малого бизнеса стартует акция по бесплатной печати кодов маркировки для остатков обуви. Заявки на участие принимаются до 1 июня 2022 года.

– Кроме того, сейчас готовятся изменения правил маркировки. В частности, предлагается исключить из числа сведений, подлежащих занесению в ИС МПТ, фотографии обувных товаров. Также планируется для подтверждения кодов идентификации по факту принятия на учет ввезенного товара установить срок в количестве 3 рабочих дней. Несмотря на то, что норма уже введена, мы открыты для диалога и реагируем на просьбы бизнеса, – отметил Мухаммедхайдар Сеит.

Как бы то ни было, по мнению предпринимателей, все эти послабления для них сейчас погоды не сделают. Чтобы списать все остатки товара (а это просто огромное количество обуви, потому что торговля сейчас идет не ахти), им придется пройти все круги ада. И, несмотря на несколько раз повторенное в ходе совещания «норма уже введена, так что вопрос об ее отмене не стоит», торговцы все еще надеются на то, что их услышат…

Арина ФИСЕНКО,

фото Палаты предпринимателей Костанайской области


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77