ЖКХ Наш город

Кто следит за чистотой воды и состоянием водоматов в Костанае?

Аппараты по продаже очищенной воды появляются во дворах многоэтажек, вызывая у горожан самые разные эмоции. Кто-то рад такому удобству, кто-то опасается антисанитарии и падения давления в трубах, есть и просто игнорирующие предложение установки.

Корреспонденты «НК» попытались разобраться, как работает этот бизнес, что думают жители и что говорят контролирующие органы.

ВОДА РЯДОМ

На улицах Костаная все чаще можно заметить водоматы. Они устанавливаются прямо во дворах многоквартирных домов, работают круглосуточно и предлагают очищенную воду дешевле магазинной.

Водомат подключается к водопроводу, канализации и электросети. Вода из системы проходит фильтрацию, после минерализуется и поступает в накопительный бак, который стерилизуется ультрафиолетом. Остатки с примесями сливаются в канализацию. А покупатель на выходе получает уже очищенную воду, которую можно пить сразу.

Но прежде чем такой аппарат появится у подъезда, нужно пройти ряд согласований. Для установки водомата владелец оборудования должен обратиться в ГКП «Костанай-Су» с заявлением о заключении договора на водоснабжение и водоотведение. Важно иметь и договор, который подтверждает, что ПКСК, ОСИ, жильцы не против размещения водомата в доме.

По данным «Костанай-Су», всего в городе установлено 360 водоматов. Расположены они неравномерно, большая часть сосредоточена в спальных районах, особенно в центре города. В частном секторе их почти не ставят. Но, как отмечают в компании, там и спроса нет, люди берут воду из колонок, либо самостоятельно фильтруют ту, что течет из-под крана.

Однако и в многоквартирных домах спрос на фильтрованную воду не всегда высокий. К примеру, по ул. Пушкина, 140 водоматы жильцы устанавливать отказались.

– Считаю, что фильтры – это своего рода, фикция. Во-первых, знакомые, кто берет воду из этих автоматов, их не хвалят. Говорят, качество там неидеальное. Во-вторых, у нас и так плохой напор воды, а если еще врезать этот фильтр, что у нас с напором случится? – приводит доводы старшая по дому Зинаида Егоровна. – В-третьих, будут приходить люди из других домов, а это лишний шум. В-четвертых, у нас в городе нет организаций, которые проверяют чистоту этих фильтров. Где я узнаю, что фильтр вовремя сменили? Я наблюдаю, как в других дворах возле этих аппаратов бардак и грязь, да и тот ящик, куда емкости ставят, тоже в антисанитарии. Кто за этим следит?

Жильцы дома отмечают, что покупать воду самостоятельно дешевле, чем в водомате.

Обратная ситуация сложилась в ОСИ «Центр Парк». Жильцы несколько лет назад дали разрешение на установку аппарата с фильтром во дворе.

Более того, компания выплачивает ОСИ деньги за аренду.

– У нас несколько домов, все воду берут в водоматах. Приходят из соседних домов и учреждений, кому близко. Мы пользуемся, люди платят, фильтры меняют вовремя – нас все устраивает, – рассказывает председатель ОСИ Ильяс Ахметов. – Поначалу мы деньги с компаний не брали. Когда открылось ОСИ в 2023 году начали брать плату – 10 000 тенге. С нового года, наверное, будем повышать.

В городе немало дворов, где об этой проблеме даже и не задумываются. Так, в доме по улице Майлина, 67 каждый житель решает вопрос с водой самостоятельно.

Специалисты отмечают, семья из четырех человек в день потребляет 5-10 литров питьевой воды. Для многих покупать ее в водомате за 30 тенге/литр накладно, поэтому многие семьи устанавливают фильтры самостоятельно и берут воду из-под крана.

УДОБСТВО ИЛИ ЛИШНЯЯ ЗАБОТА

Интересно, что найти ближайший водомат можно и с помощью 2GIS, большая часть аппаратов нанесена на карту. Более того, включена возможность прикреплять отзыв. И, увы, многие из них отрицательные. В основном жалуются на грязь вокруг водомата и растущие цены, некоторых не устраивает качество воды. Нередки жалобы и на работу самого аппарата.

Как сообщили в Департаменте санэпидконтроля области, обслуживание водоматов включает замену фильтров, озонатора, очистку монетоприемника, дезинфекцию поверхностей и внутренней камеры. Все работы по уходу за аппаратом — ответственность его владельца.

Вспоминается недавний случай, о котором писало ИА «ТоболИнфо». Жители дома по ул. Аль-Фараби, 43 увидели на водомате информацию, что фильтр в последний раз заменяли два года назад. В обслуживающей компании «Живая вода», пояснили, что это был сбой в программе.

— Не можем же мы фильтры годами не менять. Замена проводится регулярно дважды в месяц во всех наших аппаратах. Вода проходит очистку и, естественно, фильтр забивается. Если его вовремя не поменять, аппарат просто-напросто не будет работать, — ответили корреспонденту «ТоболИнфо».

Компания «Живая вода» имеет 50 водоматов, которые стоят по всему городу, и если они успевают дважды в месяц менять фильтры в каждом, то похвально. Однако негативные отзывы о чистоте фильтров все еще появляются в 2GIS. Но там и остаются, в проверяющие органы жалобы не поступают.

Контроль за качеством и безопасностью водопроводной воды осуществляют органы санитарно-эпидемиологического надзора, а также ведомственная лаборатория организации, подающей питьевую воду населению.

– За последние 5 лет инфекционные заболевания и отравления среди населения, связанные с употреблением питьевой воды, не зарегистрированы. Жалобы от населения на качество воды автоматов не поступали, – сообщили в СЭС.

ЗА ЛИТР – ТЕНГЕ

Сейчас по городу стоимость одного литра воды из водомата составляет 30 тенге, такая цена держится почти во всех компаниях. Но есть и исключения.

К примеру, H2Osmico держит цену 15 тенге/литр. Компания объясняет это тем, что в обычное время они ставят стоимость 20 тенге за литр, но из-за праздничных дней в период Айта решили снизить еще на 5 тенге.

Во многом стоимость воды зависит от технических работ – замены фильтров, ремонта, оплаты работы техника.

– Фильтры меняем регулярно – это расходы. Тем более идет еще расход самой воды – ⅓. Чтобы один литр очищенной воды дать, нужно третью часть литра спустить на очистку, а это уже рост счета за комуслуги, – рассказывает руководитель одной из компаний по установке водоматов ИП Жунусова.

Сфера по продаже воды – конкурентная, у одних компаний – по 2-3 водомата, а у других 30-50.

– Я установил водоматы 6 лет назад, их всего 4. И за последние 5 лет поднял цену всего на 5 тенге, людей предупреждали за месяц. Сейчас мы держим цену 20 тенге/литр. Но и это вынужденная мера, коммунальщики цены поднимают для юрлиц, а в минус работать не хочется, – информирует предприниматель.

При этом, отмечает руководитель компании, в основе работы – правильно выстроенное взаимодействие с ОСИ и ПКСК.

– У нас свои договоренности: они не повышают мне стоимость аренды, я не поднимаю стоимость воды – все честно. Иногда вижу, как люди за 20 километров приезжают с районов, набирают целыми флягами, потому что там питьевой воды нет. Будь цена выше, то фляги по 80-100 литров набирать было бы совсем накладно, – говорит руководитель.

У крупных компаний расходы тоже немаленькие. По городу установлено более 50 водоматов от российского производителя «Третий кран». Все они относятся к разным компаниям, которые покупают водоматы и устанавливают их отдельно.

– У нас по городу 28 аппаратов. В последний раз поднимали цену год назад, сейчас 30 тенге за литр. Затрат много: коммуналка, насосы, ремонт, фильтры, зарплата техникам и ремонтникам. Прибыль 25-30%, нам хватает, – рассказали в компании «Третий кран».

Водомат во дворе — это одновременно удобство, ответственность и компромисс. Для одних это экономия времени и доступ к фильтрованной воде у подъезда. Для других — лишний шум, мусор и возможные перебои с напором. Кто-то видит в этом доход для ОСИ, кто-то — лишнюю головную боль.

Пока одни дворы отказываются от установки, ссылаясь на антисанитарию и сомнения в качестве, другие сдают место в аренду и получают за это деньги. А компании, конкурируя между собой, ищут баланс между ценой, расходами и доверием покупателей.

Очевидно одно: пока в городе нет острых проблем с качеством питьевой воды и санитарные органы не фиксируют нарушений, выбор быть водомату или нет остается за жителями дома.

Александра ГОЛОВКО, фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77