Социум

Куда жаловаться, если вы столкнулись с проблемой на маркетплейсах?

С таким вопросом в редакцию «НК» обратился читатель. На жалобу в техподдержке электронной платформы ему не помогли, продавец – игнорирует. Казалось бы, такая проблема в компетенции департамента по защите прав потребителей, но не все так просто…

Жительница Костаная Алина Жанатова рассказала, что недавно получила с Wildberries просроченный продукт, а именно ягодный джем.

– Если бы я отказалась от него в пункте выдачи, то с меня бы списали 500 тенге за возврат. А джем стоил всего 800 тенге, для меня это было, мягко говоря, не выгодно. Я связалась с продавцом, тот настаивал на возврате. В поддержке Wildberries обещали повлиять на продавца, но так и не помогли. В какую инстанцию я могу подать жалобу, чтобы наказали продавца? – спрашивает читательница.

С одной стороны, кажется, что нужно обращаться в департамент по защите прав потребителей. Но как казахстанский госорган сможет повлиять на российскую организацию и предпринимателя из России? К сожалению, никак.

– На сегодняшний день у маркетплейсов нет никакой ответственности за нарушение прав потребителей на их электронных платформах. Нередко нам приходится сталкиваться с ситуациями, когда интернет-магазины отстраняются от проблем потребителя, объясняя тем, что, к примеру, Wildberries не продает товар, а только лишь дает потребителю информацию о продукте, который продается другим продавцом на этой площадке. Хотя, конечно, такого быть не должно. Маркетплейс должен нести ответственность перед потребителем и принимать максимально возможные меры, чтобы на его площадке потребитель не был обманут недобросовестным продавцом. Недобросовестные предприниматели не должны допускаться к работе на торговой площадке. Но, к сожалению, пока нет такого закона, который бы регулировал это, – ссылаются в департаменте по защите прав потребителей Костанайской области на ответ республиканского Комитета.

К слову, за 2022 год казахстанцы направили 2663 жалобы на сервисы электронной торговли, а за 2023 – 7732. То есть за год этот показатель увеличился почти в три раза! А это значит, что давно пора урегулировать эту сферу и защитить права потребителей.

На данный момент планируется дополнить уже существующий закон и закрепить норму для владельцев электронных торговых площадок по обязательному включению положения о соблюдении требований Закона РК «О защите прав потребителей» при заключении с предпринимателями договора. В случае поступления от потребителя жалобы, вместе с подтверждающими материалами, или уведомления уполномоченного органа о несоблюдении требований закона электронная торговая площадка должна будет принять меры, которые владелец маркетплейса предусмотрел в договоре с бизнесменом.

Короче говоря, в будущем электронные платформы понесут ответственность, если позволили зарегистрироваться недобросовестному предпринимателю, который нарушил права потребителя. Сейчас же покупателям стоит быть аккуратнее: не делайте заказ у сомнительных продавцов, продолжайте писать обращения в техподдержки маркетплейсов.

Екатерина БАЙНЯШЕВА, фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77