Социум

Легендарный педагог Светлана Мачнева о том, как стать учителем с большой буквы, и смысле жизни

Это интервью, в котором переплелись ясность, мудрость и истина, «НК» записывал накануне 80-летия Светланы Григорьевны

За чашкой чая и клубникой в сахаре говорим с юбиляром на самые разные темы. И, конечно, о тех людях, которые были ее единомышленниками 30 лет назад. Тогда образовательная система региона менялась вслед за независимой страной, а на ней, возглавлявшей управление образования в переломный момент, лежала особая ответственность. Книги об этих людях стопкой лежат на ее рабочем столе.

– Светлана Григорьевна, в период между крахом одной страны и рождением другой ощущали ли вы волнение, растерянность?

– Наоборот, была уверенность: пришло время, когда наша интеллигенция готова управлять страной. Я же жила параллельной жизнью. Главным для меня всегда оставалось образование. В жизни вообще главное – образование. На тот момент растеряться мы не могли, нужно было опираться на тех людей, которые понимали, что основа суверенного государства – это образование. И меня окружали именно такие: замечательные, ответственные, истинные патриоты. Одним из них был директор областной школы-интерната имени Алтынсарина Карим Жаркенов.

– В чем состоял его вклад?

– В Костанае на момент обретения независимости не было ни одного класса, ни одной школы с государственным языком обучения. Но родители поднимали эту проблему, требовали открыть классы, обеспечить питание, новую мебель, вплоть до игровой площадки. С этим помог коллектив интерната во главе с Каримом Жаркеновичем. В августе, перед самым началом учебного года, для классов было выделено отдельное крыло интерната. Так мы тогда начинали работать.

– Вы называете еще одно имя – Досмагул Суймеков.

– Он возглавлял педагогическое училище в Рудном, и я обратилась к нему с просьбой о подготовке на базе училища педагогов хотя бы для основной школы. Тогда же были открыты специальности. Досмагул Еслямович позже ездил к заведующему Наурзумским районным отделом образования Мирасбеку Мухитдинову, и тот отдавал лучших. Они оба хотели, чтобы образование, которое должно быть в суверенном государстве, строилось с самого начала, с азов.

Был у нас Сенчев Кузьма Михайлович, рудненский заведующий гороно, – удивительный организатор и педагог. Он тоже старался ввести в Рудном обучение на казахском, стал первым, кто засел за изучение государственного языка. Вот они, патриоты.

– В одном интервью вы говорите о Василии Шалабаеве, директоре Тагильской школы, как о знаковой личности. Какой урок он преподал вам?

– Он пронес через всю жизнь любовь к профессии, этому научил и меня. Я тогда работала учителем математики, но именно он показал, что педагог должен воспитывать духовность через стихи.

– Скажите, каким должен быть учитель с большой буквы?

– Вот почему у нас жертвенная профессия? Мы отдаем время, то, что не измеряется, и наша любовь к детям – она в том времени, которое мы проводим с ними вместе. Великим альтруизмом нужно обладать, чтобы жертвовать. Сейчас такое время, когда зарплата прогрессирует, и учителям больше не нужно думать о хлебе насущном, а улучшать качество преподавания и делать это с любовью. Я надеюсь, что в педагогику будут больше приходить те, кого привлекают не только деньги. Дело ведь в том, что наша профессия дает гораздо больше.

– А на следующий вопрос вы наверняка знаете ответ: в чем смысл жизни?

– Если говорить о моей жизни, то смысл ее в порядочности, работе и любви к людям. Как написал Расул Гамзатов в одном из стихотворений, смысл жизни каждого человека – поддерживать очаг справедливости, доброты, порядочности, помощи друг другу. Это очень сложно, но каждый должен к этому стремиться, хотя бы пытаться.

– Спасибо за искренность, Светлана Григорьевна!

Елена НОВАК


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77