Культура

Любовь, которой нет: чего ждать от новой постановки Костанайского русского драмтеатра?

Речь идет о спектакле «Темные аллеи», инсценированном по одноименному циклу рассказов Ивана Бунина

Обычно за основу сценария большинства театральных постановок берут пьесы, где уже имеются реплики действующих героев и краткие описания сцен. Однако за основу спектакля можно брать и прозу, к примеру, рассказы. Конечно, это всегда эксперимент, за который творческий коллектив драмтеатра берется далеко не в первый раз. Один из недавних примеров – «Руки у нас холодные» Евгении ТикиДжи-Хамбурьян. В основу этой постановки легли рассказы Антона Чехова. Этот спектакль тепло приняли зрители, а какова судьба новой инсценировки?

Иван Бунин прожил в эмиграции больше тридцати лет. А еще он был убежден, если и есть что-то важное и главное, то это любовь. Так, уже проживая во Франции, русский писатель выпускает цикл рассказов «Темные аллеи», в основу которых легли любовные истории эмигрантов, трагические и яркие.

Над постановкой работал Эдуард Шахов. Можно провести интересную параллель: и Бунин, и Шахов трудились над этим произведением, находясь в эмиграции. Напомним, режиссер приехал в Костанай из Абакана, столицы Хакасии, где возглавлял республиканский драмтеатр имени М. Ю. Лермонтова.

В основу спектакля лег один рассказ из цикла «В Париже» и повесть «Митина любовь». Постановка длится без антракта около часа. По изначальной задумке ее продолжительность составляла почти два часа, а материал включал еще рассказы «Темные аллеи», «Барышня Клара» и «Часовня». Но спектакль доработали, сделали более динамичным. Помощником режиссера выступила Анна Удесиани, именно благодаря ей спектакль обрел тот облик, который зрители смогут увидеть на премьере.

Как мы уже говорили ранее, в основу сценария легли рассказы и повести, в которых внутренний монолог героев играет важную роль. Именно поэтому актеры не только вступают в диалоги, но и озвучивают внутренние переживания, ломая «четвертую сцену». Это сразу привлекает внимание.

Реквизит используется по минимуму: зонты, стулья, стол. А сцену украшают большие часы. Все внимание на пластике героев, их мимике и словах. Кстати, в этой постановке часто используется язык тела, который намного красноречивее передает робость и волнение, страсть и похоть.

А еще постановка оказалась уж очень фотогеничной. Частая смена мизансцен, свет, эффектно подсвечивающий лица героев, шикарные костюмы. Эстетическое удовольствие зрителю обеспечено.

Перед актерами в этот раз стояла сложнейшая задача вдохнуть жизнь сразу в несколько героев за один лишь час. Больше всего образов удалось примерить молодой актрисе Екатерине Егоровой – пять героинь!

– Это всегда очень интересно, – поделилась с журналистами актриса после спектакля. – С такими коллегами это было несложно.

Сразу две главных роли достались Михаилу Майорову, который присоединился к труппе в начале 102-го сезона. Седовласый генерал Николай Платонович и неопытный юноша Митя одинаково органично выглядят в его исполнении. К сожалению, оба трагически заканчивают свою жизнь.

– Мне больше по душе роль Мити, наверное, потому что я в душе еще немного подросток, – поделился Михаил.

Также в постановке задействованы Юлия Кудряшова, Ольга Муляк, Виталий Одинец, Григорий Легкий.

РАЗГОВОР О ЛЮБВИ

Основная тема цикла рассказов «Темные аллеи» – любовь. Герои скорбят об ушедших чувствах, тешат себя надеждой вернуть счастье, а кто-то только-только нашел своего человека. Спектакль исследует любовь как страсть, как болезнь, как искушение, как испытание, как награду и как спасение.

Эта постановка о силе чувств, которые способны менять людей, а порой – разрушать судьбы. Но любовь ли это или это самообман? Мнения актеров разделились.

– Любовь бывает разная: трагичная, безответная…, – говорят одни.

– А счастливая? Если она разрушает и даже убивает человека, разве это любовь? – спрашивает Юлия Кудряшова.

– Иван Бунин показывал такую любовь, которую видел сам, – замечает режиссер Анна Удесиани. – У него была и супруга, и молодая любовница. Каждый зритель решит сам, что для него любовь.

ФЕСТИВАЛИ, ПЛАНЫ И РЕКОРДЫ

В прошлом году драмтеатр выполнил годовой финансовый план за 3,5 месяца! Причиной такого успеха стали творческие эксперименты: две постановки выпускников московского ГИТИСа, новый главный режиссер, приглашенные постановщики из Санкт-Петербурга и Вологды. И все это только за этот сезон! Как в этом году директор театра Юрий Ивлев оценивает силы костанайского храма Мельпомены?

– Конечно, мы будем пытаться повторить прошлый рекорд. Большую помощь в реализации новых постановок оказывают спонсоры. Нам удалось собрать около десяти миллионов, часть из которых ушли в том числе и на постановку этого спектакля, – говорит директор. – А еще у нас намечаются гастроли, в том числе и в Россию. На моей памяти мы первый театр в Казахстане, который выезжает на гастроли за рубеж и собирает аншлаги. Подчеркну, что не в рамках фестивалей, не по специальным приглашениям, а на общих основаниях.

Также Юрий Ивлев рассказал, что запланированы поездки на многие фестивали, ближайшая состоится в мае. Юлия Кудряшова отправится в Македонию с моноспектаклем «Одного кто знает?». На другие фестивали готовят постановки «Руки у нас холодные», «Невольница». Также драматург и писатель Юрий Поляков приглашает наш драмтеатр принять участие в его фестивале «Смотрины» со спектаклем «В ожидании сердца».

На 102-й театральный сезон запланировано девять новых постановок. Их зрители смогут увидеть совсем скоро.

12, 13, 14 января пройдет премьера спектакля «Темные аллеи».

Екатерина БАЙНЯШЕВА, фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77