Образование

«Люди привыкли к ДТП»: 16-летняя девушка из Тобыла разработала карту с опасными участками на дороге

Она уверена, что сделать путь в школу безопаснее — возможно.

Анна Бойко учится в 10-м классе школы-гимназии в Тобыле. Осенью она прошла отбор в проект Beginit, где совместно с командой ребят развивала лидерские качества, училась работать в команде, замечать общественно значимые проблемы и находить пути их решения. Сейчас она разработала карту уязвимых участков трассы (ведущей от «корейского» моста), чтобы в будущем сделать их безопаснее.

Среди нескольких тысяч участников Анне удалось пройти в финал проекта, участниками которого стали подростки из Казахстана и Кыргызстана.

Долгое время я занималась актерским мастерством и вокалом, полтора года работаю в газете «Зеленое яблоко», а также изучаю программирование. Когда в школе предложили принять участие в новом проекте, я не придала этому большого значения, но интерес все же возник, — делится Бойко. — В итоге прошла отборочный тур. После просмотра видео и презентаций я сдавала тесты, выполняла домашние задания и показывала хорошие результаты. Также начала работу над своим проектом Act If You Canпо созданию благоприятной среды для творческих ребят в Казахстане, особенно для тех, кто живет в отдаленных регионах и не имеет возможности развиваться в этой сфере.

Но, признается девушка, несмотря на хорошую оценку ее работы, она могла и не стать полуфиналисткой — ведь попала в резерв.

Изначально из 190 присланных проектов отобрали 80. Я не могла поверить, что попала в число выступающих со своей работой в Zoom, — вспоминает Аня. — Позже выбрали 70 финалистов, но я оказалась в резерве, как и еще четверо коллег. Мне не хватило всего 0,2 балла до основного состава. Как только от участия отказалась одна девочка, мне сообщили, что я теперь тоже в финале.

Ребят ждала поездка в Алматы, где они подружились, несмотря на то, что говорили на разных языках — казахском, кыргызском, русском, английском. Они проходили тренинги, встречались с успешными людьми и набирались опыта.

Я поборола многие страхи. Поняла, что не обязательно всегда брать на себя лидерство — где-то надо уступить более опытному человеку, проявить лидерские качества в другом месте, делиться обязанностями, — рассказывает Анна Бойко. — Я вернулась другим человеком. Даже если бы не прошла дальше, в любом случае продолжила бы развивать свой проект и помогать людям.

По возвращении домой Аня приступила к анализу территории возле своего дома, работе с официальной картой ДТП в Казахстане, провела беседы с участковым, местным депутатом, представителями родительского комитета и молодежного ресурсного центра.

Идею разработки карты с опасными участками для их последующего устранения все поддержали. Раньше казалось, что все эти люди где-то далеко, а теперь я вижу: могу сама обратиться с идеей, могу найти нужного собеседника, а вышестоящие лица действительно работают для народа и готовы помогать, — отмечает девушка.

В своей работе Бойко руководствовалась принципами безопасной пешеходной среды.

Например, проблемой могут быть насаждения вдоль дорог, которые буквально выталкивают пешеходов с тротуара, отсутствие самого тротуара, освещения, ямы на проезжей части и так далее. Если я находила такие участки, то фотографировала их, — говорит школьница. — На участке трассы, что ведет с «корейского» моста в сторону Тобыла, есть места, где происходят по два, три, четыре ДТП. Если аварии повторяются, значит, что-то не так. Не всегда человек виноват в происшествии — иногда подводит среда: неровная дорога и прочее.

Кроме того, Аня опрашивала местных жителей.

Выяснилось, что возле остановки в районе «Пристани» нет светофора, а также между ней и трассой — небольшое расстояние. Часто люди идут по обочине, в то время как по дороге разрешено движение грузовиков, автобусов и автовозов, которые едут на высокой скорости, — делится она.

Анна Бойко создала карту с обозначенными опасными участками трассы в Тобыле, которую в дальнейшем представит организаторам проекта и местным властям.

Я отметила, где нет тротуаров, плохое освещение, опасные повороты, ямы, плохо установленная канализация, высокая скорость машин, зарегистрированные ДТП, — показывает карту она. — Сейчас люди настолько привыкли к ДТП, что не воспринимают их всерьёз, считают, что это их не касается. Но риск погибнуть в автокатастрофе на 70 % выше, чем в авиакатастрофе. А когда речь идёт о жизни человека, важно не смиряться с проблемой, а пытаться её решить. Знаете, чем отличается «проживающий» от «местного»? Первый взглянет и пройдёт мимо.

Теперь десятиклассница не намерена отказываться от идеи помогать людям.

Конечно, возникают трудности, но все можно решить. Многое зависит от общества, в котором ты находишься. Очень здорово, когда у тебя есть друзья-единомышленники, — отмечает Аня. — Пусть я не выступаю с речами перед публикой, но я умею объединять людей. А это уже вдохновляет на новые идеи и проекты.

Яна ГАРЬКУША, фото предоставлено Анной БОЙКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77