Костанай и костанайцы

Маленькие слабости сильной женщины

Роза Горянная о том, как найти баланс между карьерой на госслужбе, семьей и не только

Стильная, уверенная в себе, всегда с прической, макияжем и готовым ответом на любой вопрос: будь то экономические показатели или новые тенденции в бизнесе… Именно такой мы привыкли видеть заместителя руководителя управления предпринимательства областного акимата Розу Горянную.

А ведь еще 37 лет назад она приехала покорять Костанай в резиновых сапогах и мальчиковой куртке, бегала на дискотеки, работала воспитателем в детском саду, мыла полы в поликлинике и при этом, как и сейчас, была совершенно счастлива. О предубеждениях против женщин-руководителей, секретах прочного брака и своих маленьких слабостях Роза Горянная рассказала «НК».

– Роза Балагерденовна, когда забиваешь вашу фамилию в поисковик, выходит информация о программах по поддержке бизнеса, инвестиционных проектах, но ничего о вас как о человеке… Давайте исправим это упущение. Какой была Роза Горянная до прихода на госслужбу?

– Я родилась в Алтынсаринском районе, воспитывалась в многодетной семье. Нас у родителей пятеро – два брата и три сестры. Папа был бухгалтером, мама – рабочей. Я окончила в поселке Зуевка восьмилетнюю школу. В принципе, большого выбора у меня не было. Родители не отпускали учиться далеко, хотели, чтобы мы были рядом. И я поступила в педучилище. Помню, как приехала в Костанай. После родного маленького поселка город показался Голливудом. Моим первым учителем, примером деловой женщины стала Римма Чингизовна Бектурганова. Я была не очень примерным студентом – часто пропускала занятия, бегала на дискотеки, но училась хорошо, а сразу после окончания устроилась в детский сад. Сейчас на его месте стоит поликлиника «Жемчужина» на Наримановке. Работала с большим удовольствием, но вскоре наступил развал Советского Союза, и, как и многие воспитатели, оказалась без работы. На тот момент я была беременна первым ребенком, мне пришлось приехать к родителям и дорабатывать до декрета в сельском детском саду. В деревне родила своего первенца. К сожалению, моя первая дочь рано ушла из жизни. Это был тяжелый период… Я решила пойти на курсы делопроизводства и вернуться в Костанай. Здесь устроилась во вторую поликлинику секретарем. В то время зарплату не давали, я подрабатывала санитаркой. Приходила к 6 утра, мыла, как сейчас помню, коридор шестого этажа. Мне платили какие-то полставки за это, но, учитывая, что зарплату «живыми» деньгами все равно не выдавали, толку от этого было немного. Тогда я стала оставаться по вечерам и перепечатывать работы врачей. Это приносило мне настоящие деньги, на которые можно было прожить. В то время меня заметила секретарь главы города Василия Евсеевича Корнева. У меня была хорошая скорость печатания, поэтому пригласили на работу в акимат. Я еще не знала, что такое госслужба, да тогда это и госслужбой еще не называлось… Мне повезло, что у меня была очень хорошая наставница – Татьяна Михайловна Шакун. Безумно красивая женщина, сильная, интересная. До сих пор ею восхищаюсь. Поработав секретарем, я перешла в отдел соцзащиты на должность специалиста. Руководителем у нас была железная леди Фаина Гаппаровна Солодова – женщина, которая научила меня тому, что нет ничего невозможного. Она говорила: «Нельзя говорить, что ты не можешь или не успеешь, ты должна это сделать». И мы делали. В это время я разрывалась между грудным ребенком, учебой в университете, так как моего образования было уже недостаточно, и работой. Благо, с дочерью мне помогали сестры и подруга Бибигуль.

– Вы изначально ставили перед собой цель построить карьеру, занять кресло руководителя?

– Нет. Когда мне предложили место начальника отдела, я испугалась. Но мой папа – очень мудрый человек. Он сказал: «Если предложили, значит, понимают, что ты сможешь. Попробуй, отказаться всегда успеешь». И я согласилась. Какое-то время я не любила свою работу, мне казалось, что ничего не понимаю. Перейти на должность зама было намного проще, потому что я уже знала специфику своего отдела от и до. К тому же мне повезло с коллективом, у нас очень компетентные сотрудники, которые работают, без преувеличения, как слаженная команда.

– Не секрет, что к женщинам-руководителям в обществе отношение несколько предвзятое. Вы это чувствуете на себе?

– Мир мужчин проще, они не загружены бытом. Но я всегда говорю: если мы боремся за гендерное равенство, нельзя делать себе поблажек и ссылаться на семью, детей, домашние дела. Ты идешь на работу и понимаешь, что чем-то жертвуешь. Может, это немного жестко, но это так. Поэтому я удивляюсь, когда девушки жалуются на то, что, приходя с работы, им приходится готовить ужин. Я всегда думаю: закинуть бы тебя в деревню… Я знаю, насколько тяжел труд женщин в селах, так как сама доила корову, убирала навоз, сажала картошку. Поэтому я восхищаюсь женщинами, которые живут в отдаленных районах и работают при этом на руководящих должностях. Им приходится не просто ужин приготовить, а еще и натопить печь, принести воды, нагреть ее, чтобы помыть своих детей. Нам в этом плане легче. В принципе, ничего страшного, что мы задерживаемся на работе. В городе в домах есть тепло, вода, продукты в холодильнике. А если у тебя дома есть еще и поддержка….

– А у вас есть?

– Мой муж не готовит, не убирает и даже не моет посуду. Но это не потому, что он этого не хочет. Просто я педант и считаю, что он сделает не так, как надо (смеется). Он может почистить картошку, если мы вместе готовим, и, наверное, на этом все. Я все-таки женщина восточная. У нас дома было так принято. Если папе не положили ложку, он мог сидеть и молча ждать, пока ему ее принесут. При этом он был очень хорошим мужем и отцом. Мама никогда не ходила в сарай. Тяжелым трудом отец всегда занимался сам.

– Вы счастливый человек в семейной жизни?

– У меня замечательный муж, с которым мы в браке уже 25 лет. Я всегда чувствую его любовь и поддержку. Он работает водителем, ездит на фуре, его часто нет дома, и я всегда успеваю по нему соскучиться. У меня прекрасная дочь, несмотря на то, что я мало уделяла ей времени – вечно она была где-то у бабушки, на кружках… Сейчас она учится в Санкт-Петербурге, поступила на бюджет. Это огромная инвестиция в нашу семью. Выбрала, правда, профессию, совершенно мне непонятную. Она учится в Высшей школе биомедицинских систем и технологий. Вообще дочь – это моя главная слабость. У меня никогда не было с ней проблем, даже в подростковом возрасте. Хорошо, что я в какой-то момент поняла, что нужно дать ей право жить своей жизнью. Часто мне хотелось ее уберечь, остановить, но человеку нужно ошибаться. Это нормально. И в Питер я ее отпустила со спокойной душой, потому что понимала, что она сможет. Но я скучаю, конечно.

– Работа отнимает много времени и сил. Что позволяет вам оставаться, как сейчас модно говорить, в ресурсе?

– Я люблю наводить порядок. Для меня это кайф. В пятницу прихожу домой и занимаюсь уборкой. Могу до 3 часов ночи все убирать, чистить, гладить, а потом просто ложусь на свой любимый диван, ем мороженое и смотрю какие-нибудь фильмы. К сожалению, мало читать стала. В последнее время только Булгакова перечитывала. «Мастера и Маргариту» так и не поняла. А вот «Записки юного врача», «Морфий» читала взахлеб. С недавнего времени открыла для себя йогу. К сожалению, сложно выкроить время на спортзал. Поэтому мы с коллегами занимаемся йогой с инструктором в обеденный перерыв прямо на работе. У меня в кабинете всегда лежит коврик. Еще очень люблю вкусно покушать. Мы с супругом иногда вдвоем ходим куда-нибудь поужинать или можем просто поехать в лес, на капоте машины поесть шашлыки, погулять. Учитывая, что я постоянно среди людей, люблю просто дома одна побыть в тишине.

– Вы всегда выглядите так, как будто только что вышли из салона красоты. В чем секрет?

– Я стала любить себя. В школьные годы была маленьким черным гадким утенком с короткой стрижкой. Мама у меня татарских кровей, сестры белокожие, светлые, а я смуглая. За это я себя ужасно не любила. Находить в себе что-то красивое начала с 35 лет, мне показалось, что я интересная. Сейчас мне 52 года, дочь выросла, и у меня появилась возможность побаловать себя. Я люблю хорошо выглядеть, люблю получать позитивные эмоции от всего, что меня окружает. Мы, к сожалению, зажаты и не умеем выплескивать свою радость. В зарубежных фильмах часто показывают людей, которые могут прямо посреди улицы что-то покричать …. Мне тоже хочется иногда. Иду, например с дочкой, гуляю, что-то мне понравилось, и мне хочется попрыгать, потанцевать под музыку. Но у нас, к сожалению, так не принято делать.

– Не было мысли уехать?

– Нет. Я безумно люблю свой город. Скучаю по нему, не могу где-то долго отдыхать. Некоторые говорят, что после отпуска им все здесь кажется серым и неинтересным. А мне Костанай кажется самым уютным. Мне даже нравится просто смотреть на город из окна своего кабинета.

– О чем вы мечтаете?

– Я бы хотела когда-нибудь открыть свой детский сад. Мне нравилось работать с детьми. Я до сих пор помню имена и фамилии малышей, у которых была воспитателем, помню, как они выглядели. Но считается то, что выполнимо, это, скорее, желания, а не мечты. Например, я хочу жить на земле, чтобы у меня был небольшой дом с уютным двориком. Хочу, чтобы в этом дворе была детская площадка, на которой будут играть мои внуки, появление которых не за горами… Как любой человек, я боюсь стареть, но уверена, что в каждом возрасте есть своя прелесть.

Арина ФИСЕНКО,
фото Владислава ВЫСОЦКОГО
и из семейного архива


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77