Социум

Мало кто знает, что в Костанае не один, а целых два раритетных поезда-памятника

Сегодня мы попытаемся немного рассказать вам об интереснейшем ретроэкспонате, который когда-то колесил по железным дорогам Советского Союза

Всем гостям и жителям города хорошо знаком паровоз (серия «ЭУ 702-89»), установленный близ железнодорожного вокзала. Стоит локомотив здесь уже давно, и, если быть точнее, с 1980 года. У этого паровоза богатая история, он был произведен в 1930 году, и за годы службы колесил по многим путям СССР. В феврале 1954 года на этом паровозе в нашу область прибыл первый эшелон первоцелинников из Украины. С тех пор он является символом дружбы народов и поднятия целины.

Но мало кто знает, что в Костанае есть еще один уникальный паровоз, который появился в нашем городе в 2013 году и находится на территории эксплуатационного депо АО «Локомотив» по ул. Уральской.

Нынешний паровоз серии «Л-3923» является младшим братом того ретропоезда, что стоит перед ж/д вокзалом, поскольку был выпущен гораздо позже – в 1954 году. Этот локомотив был одним из лучших по характеристикам в своем классе среди поездов того времени. Нельзя не упомянуть, что по габаритам он больше и тяжелее, соответственно и мощнее своих предшественников, в принципе по исполинским размерам это понятно сразу.

С приходом более современных поездов, работающих на дизельном топливе и электротяге, паровозы постепенно стали «сходить» с рельсов на консервацию, либо и вовсе на списание. Наш паровоз не стал исключением. Долгие годы он простоял на базе запаса поездов в восточном Казахстане. За годы простоя паровоз пришёл в плачевное состояние, сильно проржавел и прогнил, в таком виде он и был доставлен в Костанай, где его отреставрировали и вернули почти первозданный вид.

– Восстановление кузова и установка ретропоезда на постамент в нашем городе было детищем прежнего директора локомотивного депо Сейлхана Мауленкулова. Курировал реставрацию паровоза старший мастер Николай Корякин. Торжественное открытие памятника было приурочено ко Дню пожилого человека, – рассказывает машинист-инструктор Костанайского эксплуатационного депо Иван Конько. – В былые времена в локомотивном депо работало три «Лебедянки» (от фамилии конструктора Льва Лебедянского). Это было начало 80-х годов, тогда по ж/д путям Союза уже ходили более современные поезда, а паровозы в основном выполняли различную хозяйственную работу по станции. Чтобы не топить котельную, паровозы использовались даже вместо печей, с их помощью подавалась горячая вода в отопительную систему депо. Так же с помощью этих паровозов добывали дистиллированную воду и подогревалось моторное масло. К слову, всего с 1945-1955 гг. в СССР было произведено больше четырех тысяч паровозов Лебедянского.

Также Конько отметил, что паровозы постепенно стали заменятся тепловозами в 60-е годы. По словам собеседника, один локомотив серии «Л» до сих пор используется в хозяйственный целях в г. Троицке.

Асхат НУРТАЗИН
Фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77