В ритме города Социум

Мать четверых детей Наталья Бартасинская осталась без документов и очень нуждается в помощи

Пятый этаж, холодный коридор, крики детей, неприметная дверь, похожая на все остальные. За этой дверью – жизнь людей с непростой житейской историей

С Натальей мы встретились у нее дома. Если, конечно, так можно назвать комнату в общежитии по Кобланды батыра, 37 – на этой перевалочной базе сироты, многодетные матери и инвалиды терпеливо ждут своей очереди на жилье. Юрию, мужу Натальи, как сироте должны дать двухкомнатную квартиру в следующем году. А пока они ютятся на 18 квадратных метрах: двое взрослых, трое подростков и самый маленький член семьи, которому нет и двух месяцев. Но и здесь по-своему уютно: диванчики, шкаф, стол, небольшой холодильник, прихожая – почти все купил Юрий. Стены и потолок выкрашены, на окне занавеска, скрывающая унылый пейзаж. Эту комнату женщина безо всякой иронии называет хоромами и вспоминает, как еще недавно они переехали из 12-метровки, где даже диваны некуда было ставить.

Свою историю Наташа рассказывает спокойно, без эмоций, иногда лишь грустно улыбаясь.

– Все слезы выплакали? – спрашиваю я.

– Бывало и хуже, – просто отвечает наша героиня.

Поезжайте в Орел

Она родилась еще в Советском Союзе, в российском Орле. Потом вместе с мамой и старшим братом они ненадолго оказались в Симферополе, а в начале 90-х осели в Костанае. Мама Натальи так и не обменяла советский паспорт, и не успела сделать документы дочери – умерла, когда той исполнилось 16. В этом возрасте девушка уже родила первого ребенка – дочь Терезу. Почти сразу на свет появился сын Костя, которого по документам почему-то записали Николаем, а уже в 2012 году семья пополнилась еще одной дочкой, ее назвали Арзой.

– Вот так с 16 лет я хожу в миграционную полицию, и все бесполезно, – констатирует Наташа. – Меня постоянно футболят: идите туда, идите сюда. Одни вообще сказали, что не знают, что со мной делать… Мне на тот момент уже 27 исполнилось, я к ним продолжала ходить изо дня в день. Уже и школьные инспекторы подключились, и опека – ни у кого не получилось.

Ситуация осложняется еще и тем, что у Натальи нет образования, а потому нет возможности самостоятельно писать запросы.

– Как так получилось? – задает она почти риторический вопрос. – Мама не разрешала учиться, и я не знаю, куда смотрело государство. Я проучилась всего три класса. Немного пишу, но мой почерк вы не поймете. А чтение – младшая дочка, которой 9 лет, и то лучше читает. Вот считать могу! Мама торговала на базаре очками, и я с ней стояла.

Сейчас Наталье 32 года, и официально она россиянка – загранпаспорт РФ ей все же выдали несколько лет назад. Оставалось получить официальное разрешение на то, чтобы жить и работать в Казахстане. Для этого не хватало справки о несудимости и об убытии с места прописки, то есть, из Орла.

– Я не могла съездить в Орел за справкой, так как работала в двух местах, чтобы только прокормить детей, ведь никаких пособий у меня не было, да я и не претендовала, – вспоминает она. – И детей оставить было не с кем, на старшего брата не надеялась.

На тот момент мама троих детей записалась на прием к акиму области, и тот пообещал помочь с документированием. Правда, с мертвой точки ситуация так и не сдвинулась. Наоборот, даже усугубилась. А потом Наталья забеременела в четвертый раз, и врачи запретили ей много ходить, чтобы избежать осложнений. Походы по инстанциям пришлось отложить.

– Сын родился 29 сентября этого года, а 25 числа у меня истек срок загранпаспорта. И если честно, я даже не знаю, что мне делать …, – разводит руками женщина.

В АСП отказано

Здесь стоит вспомнить о Юрие, который усыновил ее старших детей. На него семья дважды пыталась оформить адресную социальную помощь: первый раз, когда Наташа еще носила под сердцем ребенка, и второй уже после родов. Оба раза пришел отказ. Все дело, опять-таки, в документах. Она и сама, как иностранный гражданин, длительное время проживающий в Казахстане, могла бы подать на АСП. Если бы имела вид на жительство.

– Муж приносит 57 тысяч, и голову ломаем, куда их деть. Первым делом раздаем долги. На оставшиеся деньги покупаем продукты и снова залезаем в долги, чтобы как-то выжить. Летом с этих денег даже умудрялись как-то откладывать детям на одежду к школе, – рассказывает женщина, качая на руках маленького Володю.

Три недели назад она с младшим сыном попала в больницу – у мальчика начались проблемы с бронхами. Все из-за того, что в комнате по ночам очень холодно. Из окна, трещина на котором закрыта простыней, постоянно дует. Семье предложили утеплиться своими силами, но это значит одно: потратить всю зарплату единственного добытчика на замену окна и месяц сидеть на голодном пайке.

Спрашиваю разрешения заглянуть в холодильник. Там действительно не густо: бутылка растительного масла, открытая баночка с соленьями (соседка снабжает, дает в долг), пара пачек майонеза (брат угостил) и кастрюля с супом.

– Рисовый, без мяса, – подсказывает Наталья. – А так у нас в основном макароны. Когда хочется вкусняшек, стараемся покупать фрукты – там хотя бы витамины, а на сладости нет смысла тратить средства. Иногда, конечно, можем позволить себе конфеты, и это уже праздник.

Новогодний арбуз

После этой встречи, Наталье и ее семье фонд «Жанашыр бол» сразу же оказал помощь в рамках проекта «Асар», спонсором которого является ТОО «АБЗ+». К тому же журналисты «НК» вместе с волонтерами фонда собрали для семьи теплые вещи и продукты первой необходимости: картофель, крупы, овощи, немного фруктов, сладости. Но все это было потом. А пока Наталья признавалась, что ей совестно просить о помощи. Ведь как, по ее мнению, рассуждают люди: есть муж – пусть и содержит.

– Про себя и Юру молчу, хотя он ходит в осенней обуви и куртке. Главное – дети. У них даже нет зимних шапок, а еще очень пригодились бы теплые ботинки, куртки, – перечисляет многодетная мама.

Но если вспомнить, что скоро Новый год и что Дед Мороз иногда исполнят желания, то… ведь никто не запрещает мечтать? Костя, и Арза очень хотят сотовые телефоны, а Тереза – арбуз! Малыш, если бы умел говорить, попросил пусть не новую, но исправную коляску. У той, что используется сейчас, постоянно соскакивает колесо.

– А мне бы документы, я была бы счастлива, – улыбается Наталья.

Елена НОВАК,
фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77