В ритме города Образование

«Математика учит искать решения» – учитель школы № 22 Наталья Станогина о предмете, который преподает

Рассказать о математике и ее преподавании Наталья Владимировна может много, весной 2023 исполнится 29 лет, как она трудится в системе образования. Познакомить читателей с этим учителем «НК» решил неслучайно: Наталья Станогина совсем недавно победила в конкурсе «Лучший педагог – 2022».

Она из династии учителей, точные науки преподавали ее родные по материнской линии, и это были в основном мужчины.

– В 22 школе работала моя мама, а я тут училась, теперь сама преподаю. Я – активистка, пионерка, комсомолка, умудрялась учиться в музыкальной школе, не скажу, что талантливо, поэтому математическое все-таки пересилило. Мне передался склад ума технаря от предков. Даже не помню, как и когда выбрала профессию математика, просто так сложилось, других мыслей и не было. Всегда нравилось учиться и учить, школа это место, где мне хорошо, – поделилась Наталья Владимировна.

– Сегодня все больше ученых сходятся во мнении, что люди могут развивать свои способности во всех направлениях одинаково, быть одновременно техническим специалистом и гуманитарием. Что вы об этом думаете?

– Физиологи ведь говорят, что полушария нашего мозга отвечают за разные способности. Левши – творческие, потому что у них более развита правая доля, а правши – рациональные, и тут свое дело делает левая доля. Но так как в нашей системе образования левшей обычно переучивали держать ручку в правой руке, у них развиты оба полушария. Поэтому я думаю, что самые талантливые люди – левши, потому что они от природы наделены творческим мышлением, а благодаря системе развивают логическое. Но есть люди, которым что-то дается легко, они вообще никаких усилий не прилагают, а есть те, кто старается всеми силами и у них не выходит. Так же с математикой, мы пытаемся развить ее в детях, довести их умения до стандарта.

– Что же делать с двоечниками?

– У нас их нет, но бывает, что в текущие оценки двойки ставим. Сейчас система оценивания немного другая, мягче. Если раньше дали контрольную с пятью заданиями, сделал все – пятерка, сделал на одно меньше – четверка, и так дальше. То сейчас все высчитывается в процентах: сделал 85% – пять, 40% – тройка. Такая система, конечно, идет на пользу ребенку. Но иногда и двойка хорошая оценка, так как это сигнал для родителей, что нужно постараться и обратить внимание на упущения.

В отличие от многих предметов, в математике нельзя начать с середины. Часто бывает так, что ребенок никогда не учил биологию, а в 11 классе взялся за ум и все за год вызубрил. В моем предмете такое не проходит. Если таблицу умножения во 2 классе не выучил, в 5-м не сможешь сокращать дроби, а в 10-м не сосчитаешь интеграл и производные, потому что считать не умеешь.

– Как заинтересовать ученика предметом?

– Никак. Бытует такое мнение, что дети плохо учатся, потому что их учитель не заинтересовал, но ведь нельзя человека заставить есть, если он этого не хочет. То же самое с учебой. Бывает, что ребята учиться не желают категорически, и как бы учитель не выкладывался, ситуацию переломить сложно. Думаю, что это глубинная проблема из детства. Когда ребенку не читали книги, не занимались развитием, не прививали желание узнавать новое.

– Многие родители считают, что успеваемость детей снизилась из-за изменений в программе…

– Мой предмет никто не рискнул кардинально поменять, математика – классическая наука. Правда, в 11 классах немного добавили вузовской математики. Насколько это целесообразно не могу сказать, мне кажется лишнее. Если ребенку она будет нужна, в вузе научат. Основная программа с 5 по 9 класс, почти такая же, как и когда училась я.

– Пригождается ли математика в жизни?

– Я всегда стараюсь научить детей применять в жизни то, чему мы учимся на уроках. Есть темы, которые без проблем используются, например, проценты. То же самое с геометрией, высчитать площадь, расстояние и т.д. Говоря об интегралах, напоминаю детям, что любая кривая или закругленная поверхность просчитывается именно с его помощью. Вы же хотите обтекаемый кузов машины, а не квадрат. На самом деле математика учит искать решения, и они могут быть разными, а вот методы поиска мы прорабатываем на уроках.

Полина ШКАРУБО,
фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77