Образование

Много детей в классе: хорошо или плохо? – чтобы ответить на этот вопрос «НК» побывал в костанайской школе

Школу-лицей №1 выбрали неспроста, в этом году здесь шесть первых классов, в каждом по 34 человека

Школа находится в центре города и имеет хорошую репутацию, очень много родителей хотели бы зачислить своего ребенка именно сюда. Но лицей, как говорится, не резиновый, детей принимают согласно принципу 3 к 1: сначала заявления одобряют первым трем заявителям с территории обслуживания школы, затем одному из другого района. Таким образом в первые классы удалось набрать 204 учащихся. И все это абсолютно законно.

Напомним, с 5 августа 2021 года были утверждены новые санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования. В приказе министра здравоохранения РК № ҚР ДСМ-76 говорится, что количество детей в класс-комплектах не регламентировано. А число обучающихся и воспитанников не должно лишь превышать проектную вместимость объекта.
К тому же с этого года, если ребенку исполнилось или до конца года исполняется 6 лет, то ему положено идти в первый класс. Таким образом, первоклашек в школы города поступило на 1000 человек больше, чем планировалось.

В тесноте, да не в обиде

Учебный день первоклассников школы-лицея №1 начинается в 8.00, уроки идут по 35 минут. Занятия проходят только в первую смену, для восприятия малышей именно она считается рабочей.

– В первых классах в сентябре три урока по 35 минут, с октября – по 40 минут – четыре урока, – говорит замдиректора по учебной работе начальных классов школы-лицея №1 Гульсара Абедчанова. – На занятиях педагоги проводят физкультминутки и гимнастику для глаз и пальчиков. Для эффективной организации учебного процесса учителя применяют активные методы обучения – игры, групповую работу, жужжащие минутки и т.д. Широко используются технические возможности кабинета: задействуются интерактивные доски, демонстрируются презентации, видеоматериалы. Организация учебного процесса осуществляется таким образом, что учитель видит класс, определяет уровень утомляемости детей и освоения материала для смены вида деятельности учащихся.

Беседуя со специалистом, подходим к кабинетам, первоклашки занимаются на первом этаже.

– Наша школа была построена в 1971 году, площадь кабинета предусмотрена на 25 учеников, с размещением не более 13-15 парт. Однако реалии настоящего времени таковы, что в классах сидят по 30-34 ученика, – продолжает Гульсара Абедчанова. – Это результат увеличения количества маленьких граждан нашего города. И большие по численности классы у нас уже давно, более семи лет мы набираем по шесть первых классов. Конечно, мы обязаны охватить всех детей обучением. И наши коллеги с данной задачей хорошо справляются. Они у нас профессионалы, ведь именно оттого, как они преподают урок, как взаимодействуют с детьми, зависит интерес учеников. Важно заинтересовать ребят, пробудить в них желание изучать предметы с удовольствием; развивать способность к самостоятельному мышлению и творческой деятельности. Наша школа пользуется спросом как раз из-за отличного педагогического состава и качества знаний. Как показатель: в прошлом году лицей вошел в сотню лучших по стране по результатам ЕНТ.

Заходим в кабинет. Ребята резво встают, чтобы поздороваться, садятся с трудом, места между партами и стульями немного, так что некоторым нужно втиснуться. Учитель начальных классов Наталья Сычева просит детей поймать «молчанку», пока общается с корреспондентами.

– Детей слишком много, но мы все равно успеваем каждому выделить время, потому что ребенок этого ждет. Применяем различные методы на уроках: работа с сигнальными карточками, в парах, где я могу к каждому подойти и послушать, как ученики рассуждают, также учимся работать в группах, применяем все, что есть в практике, чтобы каждый ребенок был занят и не остался незамеченным, – поделилась Наталья Владимировна. – Я в своей профессии больше 30 лет, мне не тяжело, потому что люблю то, чем занимаюсь. Даже если 40 детей будет – справимся. Наполняемость в разные периоды времени менялась, иногда и 20 человек еле набирали, потому что рождаемости не было. Сколько бы ни было детей, учитель всегда найдет методы, чтобы с каждым поработать.

У Дианы Евжановой опыта меньше, всего второй год и на плечи молодого специалиста сразу свалилась задача, состоящая из 34 человек.

– В прошлом году выпустила класс, где было 28 деток, разница есть, но, даже несмотря на переполненные классы, наши уроки продуктивные. У меня ученики молодцы, они и друг другу помогают, сложностей как таковых не возникает. Все дети собранны. Передо мной стоит цель: продумать, как всех опросить, каждому дать задания, карточки и прочее, чтобы материал, который изучаем на уроках, понимал каждый ребенок. Когда детей поменьше, легче, но раз так получилось, что у меня их 34, я уже привыкла и не могу представить, что их будет меньше.

Мнение со стороны

За комментарием сложившейся ситуации «НК» обратился к местным репетиторам, они как раз-таки, словно лакмусовая бумага знаний учащихся. Нанятый специалист знает слабые места школьника.

– Я считаю, что отчасти причина в неуспеваемости детей действительно в переполненности классов. Ведь уровень знаний учеников разный, один все поймет с первого раза, другому нужно объяснить несколько раз, педагог сделать это с таким количеством детей не всегда успевает, – отметила репетитор начальных классов Асемгуль Серикбаева. – Невозможно, чтобы знания были качественными, когда у тебя в классе 35 детей. Я набираю группу максимум 10 человек и то с учетом оценки знаний учеников. Что тут говорить, если ко мне приходят заниматься второклассники, которые не умеют читать по слогам… Думаю, здесь еще есть пробел из-за года дистанционки, за это время дети упустили много.

Другой специалист Людмила Карпенко жалеет детей, говорит, что они слишком загружены: школа, потом репетитор. Так и вовсе учиться не захочется.

– Уровень знаний падает, кто в этом виноват? Не знаю. Учителя стараются, делают что могут, вот только у них много обязанностей, которые детей не касаются, – говорит Людмила Карпенко. – Был сентябрь, очень важный месяц в жизни первоклассника, а у учителя: планы, отчеты, списки. Я хочу заниматься детьми, а не бумажками, поэтому и работаю на себя, в школах такого нет. Но если из общеобразовательных школ дети приходят более-менее подготовлены, то после частных учреждений – это безобразие, хотя и наборы там небольшие, мол, чтобы качество было. Чем дети там занимаются, родители сами не знают, а потом приходится наверстывать упущенное.

Что говорят родители

«НК» провел опрос среди родительской общественности, чтобы понять, в каких условиях учатся их дети. 64% опрошенных отметили, что их ребенок учится в классе, где числится меньше 30 человек. 88% родителей на вопрос, хватает ли детям внимания учителя, ответили нет. 57% респондентов пользуются услугами репетиторов, чтобы подтянуть знания детей. 82% отвечающих придерживаются мнения, что в классе не должно быть больше 20 человек.

– В нашем классе был 31 ученик, сейчас осталось 26. Мы перевели ребенка на дистант, потому что в школе ему было недостаточно внимания, ничего не успевал освоить. Детей много, за всеми учитель не мог смотреть. В итоге ни воспитания, ни учебы, – поделилась Роза Самирова (имя изменено).

Есть и те, кто придерживается противоположной позиции.

– Все дело в родительских умах. Есть те, кому все плохо, хоть дай хорошую учительницу, школу, они все равно найдут негатив. Мой ребенок уже не первоклассник. Но у нас в классе 32 человека, столько же было, когда только начинали учиться. Наши дети счастливы, класс дружный, стараемся научить детей уважать и беречь учителя, говорим им, чтобы они слушали педагога, не заставляли нервничать, берегли. И у нас в классе нет проблем. А если и возникают вопросы, каждый родитель беседует со своим ребенком, но зачастую взрослые возлагают эти обязанности на плечи школы и считают, что ученика должны воспитывать там, – поделилась родительница Вера Антонова (имя изменено). – Да наш класс считается переполненным, но дети этой проблемы даже не ощущают, на этом делают акцент именно родители. У нас 19 отличников, все ученики умницы благодаря нашему совместному труду со школой.

Наверное, в скором времени в наших школах действительно будет нормой наличие в классах 35 учеников. Особенно в центре города, где продолжается точечная застройка, а учебных заведений мало. А если их и построят, попробуйте найти нужное количество учителей. Да еще и таких, которые бы умели совладать с таким потоком школьников.

Полина ШКАРУБО,
фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77