В ней собраны материалы о конфискации имущества баев, кулаков, Батпаккаринском восстании 1929 года и депортированных народах
Ранее «НК» уже писал о группе историков, которые в рамках госпроекта занимаются изучением архивов, музейных данных и прочих документов, для того, чтобы собрать людей, подверженных незаконным репрессиям.
Один из членов проекта по реабилитации, доцент КРУ им. А. Байтурсынова, кандидат исторических наук Серикжан Исмаилов рассказал об итогах их работы.
– Мы отправили в столицу для реабилитации более 1700 имен, которых считаем незаслуженно обвиненными. В основном это люди, осужденные по 58 статье Уголовного кодекса РСФСР. Она состояла более чем из 10 частей. Обвиняемым вменяли контрреволюционную деятельность, называли врагами народа, наказывали за антисоветскую агитацию. Были и экономические статьи, например, за не вовремя сданные налоги. Баев судили за то, что они, якобы, эксплуатировали батраков, – рассказывает историк.
Серикжан Исмаилов возглавляет группу, основной деятельностью которой является изучение документов и сбор информации о конфискации имущества у баев и кулаков. В рамках работы специалисты объездили более 12 регионов нашей области. И в одном из архивов нашли уголовное дело, где прослеживаются более 600 фамилий. Все эти люди – участники Батпаккаринского восстания.
– Бесконтрольные и необдуманные поборы власти, выселение людей за пределы родных краев, тюрьмы, лагеря и постоянный страх за семьи доводил жителей до крайних мер и свое возмущение они выражали в форме бунтов, – говорит Серикжан Исмаилов. – Батпаккаринское восстание считается одним из крупнейших и по числу участников (более 600 человек по официальным документам, а на деле их было больше) и территориально. Восстание началось на территории нынешних Джангельдинского и Амангельдинского районов, охватило еще и Наурузумский район, были в документах и представители Кустанайского уезда, а также Карсакпайского района. Это территория Карагандинской области. Не сказать, что восстание было кровавым, но подавляли его жестко. Часть участников осудили на различные сроки от 3 до 5 лет, некоторых расстреляли.
В архивах встречаются дела баев и кулаков, идущих на преступления против власти и против жизни.
– Раньше богачом считали того, кто владел одной лошадью, имел землю и нанимал батрака для работы на поле. Власть изымала в собственность последнее имущество людей, а те, чтобы выжить, шли на кражи своего же. Закрыли скот в хлеву, приставили охрану, он теперь государственный. А человек пытается выкрасть конфискованное, охранник попадает под горячую руку – вот тебе и смерть. Кто знает, как в таком случае судить человека, он ведь семью спасал от голодной смерти. Но не нам решать, реабилитировать такого человека или нет, вердикт выносит комиссия в столице, – отмечает Исмаилов.
Помимо баев и кулаков, которые имели вес в обществе, репрессиям подвергались служители церквей и мечетей. Зачастую, это были образованные люди, и власть вела с ними борьбу за «души».
– Эту категорию населения стали активно «убирать», отправляли в лагеря и тюрьмы. У церквей и мечетей стали изымать имущество. Все конфискованное уходило на продажу. Борьба за духовное состояние людей стала еще более успешной, когда мечети и церкви начали разрушать и закрывать, либо менять их назначение. К слову, Ак-Мечеть, расположенная в центре Костаная, в разное время была кинотеатром, зерноскладом, – рассказывает историк.
В обществе, возможно, возникнет вопрос, а зачем все это? Изучение документов, реабилитация, ведь эти люди давным-давно умерли. Но члены комиссии считают, что общество должно знать, какие проблемы были раньше, чтобы не повторить их в будущем, а незаслуженно наказанным вернуть репутацию.
Полина ШКАРУБО,
фото Абиля ДОЩАНОВА
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77