Костанай и костанайцы Культура

Можно быть смешным для всех – такой позиции придерживается педагог и актриса из Костаная Юлия Хвалина

Местные жители знают ее в первую очередь как актрису Русского драмтеатра. «Леди Макбет…», «Кукла для невесты», «Без права на покой» – спектакли, в которых наша героиня сыграла самые яркие роли. Сейчас Юлия развивает свою студию DellArte и продолжает искать себя.

С «НК» она поделилась своей философией, рассказала, почему ушла из костанайского храма Мельпомены, как стала педагогом по речи и коммуникации, о поездке в Индию и своем переезде.

КОГДА ВЫРАСТУ, АКТРИСОЙ БУДУ!

– Кто та Юля, которая когда-то решила связать свою жизнь с театром?

– Это девочка лет пяти, она любила всех смешить, и ей нравилось, когда на нее смотрят. В 7 лет я показывала Оксану из произведения «Вечера на хуторе близ Диканьки», которая задавалась вопросом: «А почему люди говорят, что я нехороша?» У меня как раз были длинные темные волосы. У зрителей это выступление вызвало смех. Уже тогда я стала замечать, что мне нравится это дело. В 15 лет пришла в театральную студию при областном Русском драматическом театре, где встретила легендарных учителей Анну Удесиани, Юлию Кудряшову, Наталью Дедюх. В будущем мы стали коллегами. Мне казалось, что театр – святое место. Здесь поднимаются серьезные вопросы. На тот момент шли спектакли «Евгений Онегин», «Безымянная звезда», «Леди Макбет Мценского уезда». Они вызывали эмоции. Вот и я пришла сюда, чтобы людям со сцены говорить правду: «Зачем война?», «Мы должны с вами дружить, любить друг друга». Увы, сейчас это не всегда актуально. Вот так драматический театр стал для меня родным местом, а коллеги – семьей.

– По образованию вы…

– Окончила Челябинский государственный институт культуры. Артист драматического театра и кино. Учебный процесс меня очаровал мгновенно. С утра до ночи вникала, репетировала. И вот получилось, что год работала в театре Костаная, 4 года получала высшее образование в Челябинске, а позже вернулась домой и еще 4,5 года посвятила театру.

– Какую свою роль считаете самой серьезной?

– В институте. Жену нациста играла. Она, кстати, перекликается с моноспектаклем «Одного кто знает?» Я должна была играть то молодую девушку, то уже взрослую женщину. Надо было показать возраст: пальцами, взглядом…

Когда работала, серьезной и любимой ролью стала Лизка в «Кукле для невесты». «Леди Макбет…» могу отметить. Есть весельчак-актер, которого я знаю много лет, он выходит на сцену, говорит небольшой монолог, а я за кулисами начинаю рыдать. Это истинное творчество. К такому всегда стремилась.

ВСЕ ИЗМЕНИЛОСЬ

– Сложно было уходить из театра? Почему на это решились?

– Мои идеалы не оправдались, потому что они существовали только в моей голове. В какой-то момент поняла, что не люблю свою жизнь, она мне не нравится, угнетает меня. Занимаюсь не тем, чем хочу. Я человек энергичный, мне многое интересно. В поиске себя и с нумерологами, и тарологами общалась. И всегда мне говорят: «Вы должны быть в движении. Остановка – это смерть». Хотя в театре работа и кипит, но это одни и те же мероприятия, репетиции. Новый год, Наурыз, 1 мая. И так по кругу. А мне надо куда-то еще энергию выплескивать. Ушла из коллектива, меня сразу охватили одиночество и депрессия. Первое время просыпалась от страха: как буду жить, где найти учеников, чтобы себя прокормить. Но знала точно, как сотрудник в театр не вернусь. Сейчас у меня все по-другому. Я в движении. Скоро планирую переезжать в Алматы, вновь нужны изменения.

– История с театром закончилась. Не было ли это зря?

– Что институт, что театр научили меня, обычно раздражительную и нетерпеливую, терпению. Теперь могу молчать, если кто-то ругает, принимать это. Но, хочу отметить, повезло: меня никогда не ломали, а только поддерживали. Коллеги всегда по факту указывали на ошибки. А еще живу с мыслью: «Если ты можешь встать и идти, вставай. Ты сможешь и работать. Не можешь встать – только тогда не работай». Потому как другие отговорки по типу «неважно чувствую», «приболел» у нас не засчитывались. Эти два места также помогли развить мой артистизм, желание быть в центре внимания.

– А сейчас вы где себя нашли?

– Полтора года существует моя студия по ораторскому искусству, коммуникации и продажам DellArte, столько и называю себя педагогом. Слова «коуч», «тренер» меня не привлекают, а даже отталкивают. Занимаюсь с людьми разных возрастов постановкой речи, голоса в группе и индивидуально. Учу правильно говорить «нет», выстраивать личные границы и самопрезентоваться.
Чтобы прийти к этому, читаю много литературы, постоянно учусь.

– Вы сказали о коучах. Есть у нас в городе псевдонаставники? Если да, как относитесь к таким?

– У нас организаций, занимающихся речью, не так уж и много. Но давать им оценку не могу: некорректно, лично не видела их программ, занятий. Правда, была одна ситуация с платным онлайн-сервисом (он не казахстанский). Открыла там темы «Театр Древней Греции», «Комедия DellArte». Я их люблю, и сразу поняла, что дельной информации там нет, одна вода. С чем-то таким, когда сталкиваюсь, стараюсь сразу забыть.

– А название вашей студии, выходит, родом из Италии?

– Да. Обожаю итальянский театр импровизации DellArte. Актеры разбирались и в искусстве, и в политике. Они надевали маски (Арлекин, Труффальдино, Доктор, Слуга, Адвокат и др.) и в этих образах разыгрывали житейские ситуации, импровизируя перед зрителем. Много знать, быть коммуникабельным и уверенным в себе, как эти актеры, полезно. Я это и пропагандирую на занятиях.

С ЭТИМ НАДО ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ

– Чем полезна ваша деятельность для костанайцев?

– Работаю с юридическими и физическими лицами. Провожу занятия у официантов, продавцов, сейчас сотрудничаю с компанией «Ростсельмаш». Рассказываю, хотя это должно быть известно всем, что нельзя раздражаться во время беседы с клиентом, надо делать комплименты, стараться продать не товар, а действительно заботиться о покупателе. Это, как я их называю, главные правила общения. Хочу, чтобы все ими пользовались, и неважно, на каком языке говорите. Кстати, я сама продавцом была. В студенчестве. Выходила в лидеры по продажам. Мало того, что это физически тяжелая деятельность, она еще обязательно требует больших умений коммуникации. На своей же работе не позволяю себе отделаться вырезкой из книги или пятиминутным занятием. Люди часто любят вместо «Здравствуйте! Подождите, пожалуйста», грубо бросить: «Подождите». Или на крик переходят, чего делать нельзя. Но я понимаю, это признак бессилия.

– Возможно ли быть объективным педагогом?

– Техники речи или дыхания для чистого произношения оценить субъективно и нельзя. Но если мне нравится, когда люди жестикулируют, я ученикам так и говорю: «Из субъективного. Люблю, когда жестикулируете». Разрешать конфликтные ситуации рекомендую так, как свойственно мне, беря вверх над оппонентом. Кто-то иначе. Следовательно, и учить будет по-другому.

– Сколько у вас учеников?

– Сейчас 13-я группа. В мае будет 14-я и последняя в Костанае.

– А в театр в гости ходите? Что из нынешнего репертуара нравится?

– Обязательно. Частый гость. Постановка Евгении Тикиджи-Хамбурьян «Руки у нас холодные» – шедевр. Вот я хорошо работаю с тем, что мне дают, а вот что-то изобретать – редко. И когда увидела картинки, которые создала режиссер, взглянула на знакомую сцену иначе.

– Играть и учить – разные сферы. Есть ли в них схожее?

– В работе и там, и там надо быть честным, открытым, чтобы люди слышали и понимали тебя. Задача профессий: держать внимание аудитории на протяжении долгого времени. Быть актрисой и педагогом – значит помогать людям понимать себя, свои чувства. На сцене я собой гордилась и сейчас горжусь, глядя на результаты учеников, на то, как меняется их жизнь. А по-хорошему хочу преподавать со сцены.

ПОФИЛОСОФСТВУЕМ

– Недавно вы летали в Индию. У тех, кто там не был, часто складывается впечатление, что жители неухоженные, кругом нищета. Это так?

– Обычный городок Ришикеш (столица йоги в Индии) с обычными добрыми людьми. Многие из них владеют английским языком, что говорит о том, что туризм у них развит. Десять дней я жила в ашраме, месте подобном монастырю. Рядом святые места, берег реки Ганг. Чудесно. Ни одного плохо пахнущего человека не встретила. Да, есть скитальцы. Но это их выбор. Могут в ашраме пожить и дальше пойти. Люди ставят палатки на улице, утром из чайничка умываются и отправляются по делам. Рядом гуляют собаки. Они тоже добрые и совсем не боятся людей. Складывается это из человеческого отношения к животным. Их никто не обижает.

– Что вам подарила поездка?

– Появилось много вопросов к себе. В каких-то ситуациях думаю не так, как я считала, что буду думать. Негативные ситуации принимать, не прописывать в голове сценарии с плохим концом. Переживать… Можно, но чем это поможет?

Во что я долго не могла поверить, здесь приняла. С природой связь нашла, с землей, песком. Хотелось постоянно касаться земли. Техники разные на дыхание делали. Расскажу, скажете, что ерунда. Надо находиться там. Выяснилось: свою энергию сдерживаю. Надо больше проявляться.

– Представьте, все в Костанае научились друг друга понимать. Возможно?

– Это рай. Но он невозможен. Читаю книгу Э. Берна «Игры, в которые играют люди», и узнаю там наше общество. Мы ведь обманываем сами себя. Не знаем себя. Потому я везде хожу, что-то узнаю и ищу. Год прошел – я уже другая. И снова отправляюсь на поиски. Так и с проблемами. Вот мы решим эту, завтра найдутся другие.

Риторика появилась еще в Древней Греции, а владеть ею не научились до сих пор. Речь показывает, каким мы видим этот мир. Слова, пока не озвучим их, бесцветны. Наша цель – разукрасить их правильно.

– Что хотите сказать миру?

– Люди! Разговаривайте друг с другом, ведь мы многое недоговариваем, не так понимаем. Любите себя и тогда полюбите других! Этого нам точно не хватает. Развивайте добрые человеческие качества.

Не сомневайтесь в себе. Уважайте себя. У нас в обществе не принято себя хвалить, а это тоже надо делать. Говорите громко, четко, не мямлите.

Яна ГАРЬКУША,
фото Юлии ХВАЛИНОЙ


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77