Около года назад все учебные заведения города установили пропускные системы для идентификации личности обучающихся и преподавателей. Развитие цифровизации и технологий позволило создать, на первый взгляд, надежный и действующий режим.
Сможет ли посторонний человек без пропуска, но при большом желании, проникнуть в вузы и колледжи, проверил «НК».
«Я ЗАБЫЛА СТУДЕНЧЕСКИЙ»
В наше неспокойное время, когда во всем мире происходят случаи террористических актов, хочется быть уверенным, что Костанай подготовлен к таким происшествиям. И людям не стоит переживать за свою безопасность.
Первые массовые террористические акты сначала захватили западный мир. Самый громкий случай в США – инцидент в старшей школе «Колумбайн» в штате Колорадо, который произошел в 1999 году. Тогда ученики школы Эрик Харрис и Дилан Клиболд застрелили 13 человек, а затем покончили с собой.
Постепенно угроза охватила Европу и соседние государства, например, в России в 2018 году за одну неделю зафиксировали два случая: в пермской школе, где были ранены 12 учащихся, и в Улан-Удэ, там пострадали пятеро школьников.
В учебных заведениях Казахстана, к счастью, подобных случаев не было. Но безопасность и бдительность никогда не повредят. Чтобы проверить, сможет ли посторонний человек проникнуть в колледжи и вузы, «НК» отправился в рейд.
Для начала обозначим: я являюсь студенткой одного из вузов Костаная, поэтому внешне ничуть не отличаюсь от учащихся. Если бы на входе не было турникетов, то я бы могла легко сойти за своего и беспрепятственно войти в учебное учреждение. Понятно, если бы вместо меня пошел 40-летний мужчина, то исход мог быть совсем другим. Но ведь и террористы стараются не выделяться из общей массы людей.
Чтобы пройти через турникет, для всех вахтеров я подготовила одинаковую речь.
– Здравствуйте! Извините, пожалуйста, я сегодня забыла студенческий, не пропустите меня? – с виноватым видом обращалась я к семи вахтерам, а именно столько учебных заведений мы охватили в ходе рейда.
«В ПЕРВЫЙ И ПОСЛЕДНИЙ РАЗ»
Эксперимент начали с вузов. Их четыре в Костанае: КСТУ им. Алдамжара, Костанайский филиал ЧелГУ, КИнЭУ им. Дулатова и КРУ им. Байтурсынова.
В ЧелГУ мы попали практически беспрепятственно. В 10:55 как раз была перемена, и мы слились с потоком студентов. Турникет там не работал, но на входе стоял вахтер и проверял каждого.
– Где пропуск? – спросил вахтер.
– Забыла… – опускаю глаза.
– На 1-м курсе, да? Ладно, проходи, но пропуск больше не забывай! – пригрозил охранник и пропустил меня.
Неужели это так просто? Не попросили позвонить куратору, не узнали специальность?
В КСТУ произошла похожая ситуация. В 11:10 уже началась пара, коридоры были пустые, и я единственная проходила через турникет. Произношу ту же речь, в ответ слышу.
Несмотря на такую табличку на входе в КСТУ, “НК” беспрепятственно прошел в университет
– Пускаю в первый и последний раз.
Женщина на вахте нажимает кнопку, и я прохожу.
Честно говоря, мы уже не надеялись на другой результат, подъезжая к КИнЭУ, а зря.
В КИнЭУ корреспондента “НК” не пустили без пропуска
– Звони куратору, – твердо говорит охранник.
– Но она такая строгая у нас, может, пропустите? – пытаюсь надавить на жалость.
– Или пропуск, или куратор, – слышу ответ.
Впервые нас не пропустили, чему мы были очень рады.
– У нас работает охранное агентство ТОО «Arsenal security company» уже около года, до этого было агентство «Страж», но мы немного не сошлись по цене. В целях безопасности на вахте не пропускают без пропусков. Если запланировано мероприятие, то готовится служебная записка на имя ректора с данными всех участников. При КИнЭУ находится немецкий культурный центр им. Гёте, списки с именами всех учащихся также есть у охраны. При пропуске они проверяют данные. Если же студент приходит без пропуска, то охрана проинструктирована, что учащегося должен встретить куратор и провести под свою ответственность, – отметила начальник управления по развитию и эксплуатации инфраструктуры Рысалды Абдрахманова.
Такая же ситуация произошла и в КРУ им. Байтурсынова. Мы старались пройти в центральный корпус, вахтер отказывалась пропускать, пока не спустится куратор.
«Я СЕГОДНЯ ДОБРАЯ»
Помимо четырех вузов, мы проверили три колледжа: автомобильного транспорта, политехнический высший и педагогический.
Черный ход в политехническом колледже оказался закрыт
К сожалению, нам удалось пройти во все три заведения. В первые два приехали в 10:45 и 11:25 соответственно, то есть во время занятий. В коридорах никого не было. Вахтеры немного повиноватили меня, но все же пропустили.
– Как придешь домой, сразу положи пропуск в кошелек и больше не будешь забывать, – дал дельный совет вахтер, но все же открыл турникет.
А вот ситуация в педколледже нас удивила больше всего. Там турникеты вовсе не работали, и входящие беспрепятственно проходили в холл здания. Поздоровавшись с вахтером, я начала переодеваться и пошла относить верхнюю одежду в гардеробную.
– А где вторая обувь? – строго спросил дежурный.
– Дома, – растерялась я.
– Без второй обуви не пущу, – отрезал проверяющий.
К такому исходу я даже не готовилась. С одной стороны, меня не пропустили дальше холла, но, с другой стороны, будь у меня вторая обувь, то подозрений бы не возникло.
С вопросом, почему в колледже не работает турникет, мы обратились к его руководителю Галие Уразамбетовой.
– Пожарные нам говорят, что должен быть обеспечен свободный доступ движения в обе стороны. В целях безопасности, когда у нас наблюдается большой поток студентов, утром и в конце учебного дня, мы опускаем преграждающие трубы, и студенты проходят идентификацию. Когда же идет учебный процесс, мы поднимаем ограждение, чтобы в случае опасности можно было быстро покинуть помещение. Если нет потока людей и кто-то заходит в индивидуальном порядке, вахтер сразу замечает его и спрашивает, к кому и по какому вопросу. Важно понимать, когда идет поток людей, вахтер, конечно, не уследит, именно поэтому мы включаем турникеты, – объясняет руководитель.
Также Галия Уразамбетова сообщила, что у них работает не охранное агентство, а свои вахтеры и сторожа. Весь вопрос упирается в недостаток бюджета, хотя, по словам руководителя, мысли о наеме профессионалов были, ведь важнее не деньги, а безопасность людей.
КАК ВЫЯВИТЬ ТЕРРОРИСТА
Этот сложный вопрос мы задали клиническому психологу Людмиле Должиковой.
– Невербальное поведение человека может выдать его намерения. Допустим, если незнакомый человек зашел в учреждение без злого умысла, а по какому-то вопросу, то он будет оглядываться по сторонам, уточнять у окружающих, где находится тот или иной кабинет. Если же человек приходит в учебное заведение с определенной целью навредить, то он будет вести себя совсем по-другому, – отмечает эксперт.
Есть такое понятие – стресс-фактор – готовность человека к воспроизведению какого-то агрессивного действия. Для определения намерений человека нужно обращать внимание на невербальное поведение: мимику и жесты.
– Человек будет вести себя немногословно, его мимика – слабовыраженная, глаза – немигающие. Злоумышленник будет целенаправлен, если его окликнут окружающие, то он может даже не услышать этого, поскольку все мыслительные процессы сосредоточены на определенных действиях. Возможна бледность лица, поскольку в стресс-факторе кровь отходит от лица и приливает к ногам и рукам. Либо, напротив, будет красным при возбуждении или яркой эмоции гнева. Возможна сухость во рту, как следствие, человеку будет трудно говорить. При вопросах, куда и зачем тот направляется, он не сможет дать четкий ответ, – описывает признаки психолог.
Специалист делает акцент, психически здоровый человек не будет совершать подобные действия. Это возможно в состоянии аффекта, когда человек подвержен буллингу и находится в изоляции от других. Педагогам и школьным психологам стоит уделять большее внимание таким детям.
– Если подросток состоит в социальных группах с тематикой смерти, предпочитает компьютерные игры-шутеры, то это может стать «звоночком». Родителям стоит обратить особое внимание, если ребенок бодрствует по ночам, а общее время сна составляет не больше 3-5 часов. В таком случае психическая деятельность нарушается и происходят изменения, – предостерегает Людмила Должикова.
Говоря о том, могут ли вахтеры отличить террориста, эксперт отметила, что даже специалистам тяжело распознать недоброжелателя, не говоря о таких обыкновенных людях, как вахтеры.
– Для вахтеров, охранников, педагогов желательно проводить обучающие семинары, чтобы они могли отличать признаки террористов, поскольку последние подготовлены и стараются не выделяться, из-за чего их трудно выявить, – акцентирует клинический психолог.
ВЫВОДЫ
Во время нашего рейда, который мы проводили 21 ноября, меня пропустили в пять учебных заведений из семи. Результат, конечно, пугающий. Стоит понимать, что обеспечить безопасность можно только при установлении четких правил. Если строгость к студентам и посторонним людям, которые хотят пройти в учебное заведение без пропуска, поможет спасти чьи-то жизни в будущем, то нужно придерживаться требований. Ведь сейчас нет необходимости проверять документы у каждого человека. Электронные пропуски сделали эту процедуру быстрой и простой.
Екатерина БАЙНЯШЕВА,
фото Ларисы БОЖКО
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77