Культура

Находки в курганах вдохновили нашу землячку Анару Сейтжан на коллекционирование ковров

Выставку 15 ручных изделий, собранных по всему Казахстану и не только, в канун Наурыза представили в областной картинной галерее

Коврами Анара увлеклась относительно недавно. В прошлом году ей в руки попался труд «Культура населения Горного Алтая в скифское время» советского археолога Сергея Руденко. В книге исследователь рассказывал о ходе раскопок Пазырыкских курганов на смежных территориях нынешних России, Казахстана и Монголии. Артефакты, найденные в вечной мерзлоте, отлично сохранились, а в усыпальнице пазырыкской племенной знати Руденко обнаружил древнейший из ворсовых ковров, которому больше 2500 лет.

– Изучая рисунок на этом ковре, я стала замечать сходство с казахскими орнаментами. Мне стало интересно, что культура спустя тысячелетия продолжает перекликаться и имеет много общего. И наше прикладное искусство через века будет таким же ценным, как и ковер из Пазырыка, достояние предков тоже нужно сохранять, рассказывать о нем и показывать людям, поэтому и родилась идея выставки, – говорит коллекционер из Нур-Султана Анара Сейтжан.

Сегодня в арсенале Анары уже 18 изделий: семь ковров (три ворсовых и четыре безворсовых) и 11 настенных вышитых ковров – түс киіз. Самому возрастному экспонату в ее коллекции – более 70 лет. Большинство экземпляров были куплены у этнических казахов из Монголии.

– Из-за обособленности страны, у них до сих пор сохраняется достояние предков, многие по сей день используют ковры ручной работы в обиходе. У нас отношение к таким вещам совсем другое, – отмечает коллекционер.

Конечно, для наших предков ковры носили не только декоративный характер, они являлись оберегом для дома (юрты). Каждый завиток, квадрат или круг, вытканный старательными мастерицами, нес свое значение.

На коврах присутствует зооморфный орнамент, его древнейшая основа мүйiз – рог. Растительные мотивы – листья, тюльпаны, трилистники, бутоны, цветки. К космогоническим орнаментам относятся солярный круг, крестовина, спираль. Любили рукодельницы и геометрические фигуры – ромбы, зигзаги, треугольники, многогранники, меандровидные узоры. Постоянно повторяющиеся символы связаны с идеей бесконечности жизни.

– Ковроткачество – это целая магия. Когда я только прикасаюсь к изделию, сразу чувствую тепло женских рук, которые месяцами, а может даже годами, ряд за рядом формировали красочный рисунок. Обычно ткали группами, чтобы убыстрить этот процесс. Так, женщины усаживались в общей комнате, брали с собой детей, пели песни, рассказывали истории, при этом каждая выполняла свою задачу, и ковер рождался, впитывая всю эту теплую и светлую энергетику, – говорит Анара.

К тому же ковроткачество было способом самовыражения, ведь классического понимания изобразительно искусства в степях не было, поэтому рисовать приходилось нитями. Ковры считались гордостью мастерицы и оценивались на вес золота, будучи настоящим предметом роскоши.

Полина ШКАРУБО
Фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77