“Народное качество 2025” ЖКХ

«Народное качество»: как «Жарык-Жол-1» уже четверть века возит костанайцев по нужному адресу

Первый участник в номинации «Перевозчик года» – компания ТОО «Жарык-Жол-1», которая обслуживает городские маршруты №24, 27, 107 и 114. Их читатели «НК» отметили в комментариях больше 30 раз.

Напомним, костанайцы поделились под постом на нашей страничке в Инстаграме @nashkostanay аккаунтами лучших, по их мнению, маршрутов, которыми ездить удобнее всего, в каких автобусах чисто, водители вежливы, соблюдается интервал движения. Горожане отметили свыше 20 маршрутов разных компаний. Из них мы выбрали четыре самых упоминаемых, они и вошли в наш шорт-лист для голосования. Для объективности посещаем каждого из номинантов.

С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

25 лет назад на городские маршруты Костаная впервые вышли автобусы компании «Жарык-Жол-1». За четверть века этот перевозчик, возглавляемый Виктором Мущинским, стал примером стабильности, ответственности и профессионального отношения к делу. Сегодня их автобусы знают жители самых разных районов города – от центра до дачных массивов.

История предприятия уходит корнями в 90-е. Все начиналось с нескольких автобусов, которые специально доставили из Германии. Формально ТОО было создано в 2000 году, а уже с 2006 года компания вышла на тендеры и получила собственные маршруты. Сегодня в распоряжении «Жарык-Жол-1» находятся маршруты №24, 27, 107 и 114. Это не только внутригородские линии, но и пригородные направления, включая популярные дачные.

– Сейчас у нас 33 автобуса, из них 15 – новые. По условиям тендера на маршрутах должны работать 28 автобусов, остальные – резервные, чтобы обеспечивать бесперебойную работу в случае поломок или отпусков, – рассказывает Виктор Эдвардович.

ТОЧНОСТЬ – НЕ ТОЛЬКО ВЕЖЛИВОСТЬ

В день автобусы компании перевозят до 40 тысяч пассажиров. Только на маршруте №27 один автобус совершает в день 16 рейсов, проходя 229 километров.

– Каждый месяц наш автопарк перевозит около 400 тысяч человек, – приводит цифры Мущинский. – С введением электронной оплаты стало гораздо удобнее: нет левой кассы, меньше конфликтов с пассажирами, а водителям проще – не надо выдавать сдачу и отвлекаться.

То, что автобусы «Жарык-Жол-1» соблюдают график, подтверждают и пассажиры, и данные цифровой системы контроля. Компания сотрудничает со спутниковой службой мониторинга, которая позволяет отслеживать движение транспорта в реальном времени.

– У нас есть человек, который каждое утро проверяет местоположение автобусов, сверяя с контрольными точками – железнодорожным вокзалом, автовокзалом и другими. Если автобус опоздал, узнаем причину и реагируем, – говорит руководитель.

Участники подчеркивают, речь идет не о приложении AlemPay, а именно о спутниковой системе, за пользование которой перевозчик платит 70 тысяч ежемесячно уже больше 20 лет.

– Для нас это не напрасные траты. Это позволяет отследить ошибки и исправить их для комфорта наших пассажиров. Насколько мне известно, мы единственные в городе пользуемся услугами этой системы, – отмечают собеседники.

О ТЕХ, КТО У РУЛЯ

В коллективе ТОО «Жарык-Жол-1» работают свыше 50 водителей, из них немало с многолетним стажем. Некоторые трудятся с самого основания компании. Однако кадровый вопрос остается болезненным: за последние 15 лет, по словам Виктора Мущинского, в Костанае практически перестали готовить водителей категории D.

– У нас почти нет молодых водителей 25–30 лет. Те, кто получил категорию D еще в советское время, уходят на пенсию, а замены не хватает. Хотя зарплата у нас хорошая, но молодежь не идет. Возможно, боятся ответственности, да и профессия не считается престижной, – констатирует Мущинский.

Один из водителей компании – 47-летний Дмитрий Коцкий. Уже больше 20 лет он в этой профессии, к слову, любимой. Сейчас работает на маршруте №27.

– По образованию я строитель, но в те годы стройки почти не было. Тогда у меня появилась возможность устроиться слесарем – ремонтировал автобусы. Несколько лет так проработал, а потом решил попробовать себя за рулем, – вспоминает Дмитрий. – Ребята ездили в белых рубашках, по сменам – выглядело престижно. Я отучился на категорию и пошел работать. Мне понравилось: интересно, постоянное общение с людьми, да и график удобный – два дня работаешь, два дома. Сейчас даже представить себя в другой профессии не могу.

Водитель поделился, что за два десятка лет случалось всякое. Бывало, что пассажирам становилось плохо, приходилось вызывать скорую и даже довозить до больницы. Но больше всего собеседнику запомнилась история во время сильного бурана.

– Пару зим назад был снегопад, сильная метель. Многие автобусы застревали, сходили с маршрутов. Но пассажиры моего автобуса так хотели добраться домой, что мужчины выходили и толкали транспорт! Вообще люди у нас отзывчивые, практически все пассажиры доброжелательные, – считает Дмитрий Коцкий.

В ЧЕМ СЕКРЕТ УСПЕХА?

По мнению руководителя, главное в работе не гнаться за прибылью, а строго соблюдать график и обеспечивать необходимое количество транспорта.

– У нас нет цели кого-то обогнать. Мы хотим работать спокойно, честно и надежно. График – это святое. Люди должны быть уверены, что автобус придет вовремя, – подытоживает Виктор Эдвардович.

ОБ УЧАСТНИКЕ: 

ТОО «Жарык-Жол-1» обслуживает городские маршруты №24, 27, 107 и 114. Компания была создана в 2000 году, ее возглавляет Виктор Мущинский. В коллективе трудятся больше 50 водителей. Автопарк состоит из 33 автобусов, из них 15 – новые. Каждый месяц маршруты компании перевозят около 400 тысяч костанайцев и гостей города.

ОТ РЕДАКЦИИ: 

Конкурс «Народное качество» организован газетой «Наш Костанай» совместно с акиматом города. Это уже второй сезон проекта. Первый прошел в 2023 году и был тепло принят как читателями, так и предпринимателями. Конкурс, как и ранее, пройдет в два этапа.

На первом этапе читатели во всех номинациях предлагают своих кандидатов. В каждой категории мы выберем по четыре самых упоминаемых участника, затем на страницах газеты, на сайте и в соцсетях расскажем о них. Костанайцам предоставляется возможность самим определить лауреатов в восьми номинациях: «Сделано в Костанае», «Тепло кофе, нежность десерта», «Перевозчик года», «Надо подкачаться», «Дарите женщинам цветы», «Моя мастерская», «Здесь делаю ногти», «Строим Костанай». На втором этапе будет сформирован шорт-лист премии для открытого голосования.

На торжественном награждении аким города и директор газеты «Наш Костанай» вручат памятные статуэтки «Народное качество» тем, за кого люди отдадут свои голоса. Кроме того, за любимые компании можно будет проголосовать с помощью купона в газете: один купон равен пяти онлайн-голосам. Вырезайте его и приносите по адресу: пр. Аль-Фараби, 90 (левое крыло).

Ведущая проекта
Екатерина БАЙНЯШЕВА, фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77