ЖКХ

«Наша позиция прежняя — мы за безопасность»: в акимате Костаная вновь говорили о пескосоляной смеси на дорогах

Симбиоз температуры воздуха чуть ниже нуля и противогололедного материала на городских артериях превратился в хлюпающую грязь. Местные жители такую борьбу со снегом не оценили.

По этому поводу в акимате Костаная собрались полицейские, сотрудники отдела ЖКХ, подрядные организации, эколог и даже травматологи.

— Поступают жалобы от горожан, отчасти они правы, грязь есть. Подрядные организации, к сожалению, моментально не убирают все, как это было бы в идеале. Думаю, будь погода более морозная, такой ситуации бы не случилось, никто этой кашицы и не заметил. Погода последние дни была аномально теплой, соответственно, пескосоляная смесь работала, плюс всё таяло. Подрядчики не стали сыпать её больше, где-то не успели вовремя убрать образовавшуюся слякоть, а песок сам по себе грязь — он никогда не будет чистым на дороге. Тем не менее, позиция у нас единая — сыпать пескосоляную смесь мы будем, ведь это один из методов против гололедицы, прописанный в стандартах, — сказал Марат Жундубаев.

Заместитель акима города Алмат Исмагулов акцентировал внимание на том, что подрядчики работают по СТ РК 1912-2023.

— В стандарте «Автомобильные дороги и улицы. Нормы и требования к эксплуатационному состоянию», на который мы опираемся в зимнем содержании дорог, сказано, что главная цель коммунальщиков — это обеспечение безопасных условий для передвижения. Улицы необходимо обязательно обрабатывать противогололедными материалами. А также этот процесс следует максимально облегчить и удешевить содержание. Поэтому мы сегодня применяем состав, наиболее доступный для бюджета — пескосоляную смесь. Как бы не хотелось, всё равно нам нужно работать по стандарту. А уборка — это уже другой вопрос, там тоже есть алгоритм, уже не один раз говорили о том, что сначала в Костанае убираются дороги 1-й категории, потом 2-й, 3-й и т. д., — высказался замакима Алмат Исмагулов.

Руководитель управления полиции Булат Иманов сообщил, что в среднем в Костанае ежедневно происходит порядка 30 ДТП.

— В гололед дорожно-транспортных происшествий насчитывается порядка 70, 50% из пострадавших обращаются с травмами в больницы, — говорит Иманов.

Марат Жундубаев продолжил.

— Мы не можем позволить себе провести такой эксперимент, где перестанем посыпать какой-то участок дороги пескосоляной смесью и подвергнем население еще большей травматизации, чтобы кому-то что-то доказать. Какая сейчас ситуация с обращениями, вы можете спроецировать, что будет, если противогололедный материал не появится на дорогах? — аким задал вопрос представителю городской больницы.

— В данный момент у нас нет роста, но могу сказать, что если горожанам придется скользить по голому льду, увеличение произойдет на 30-40%, — сказал травматолог Артем Тисленко.

Дальше перешли к экологическому влиянию на окружающую среду соли в противогололедной смеси. К слову, подрядчики намешивают её в соотношении 20% (соль) на 80% (песок).

— Действительно, пескосоль — это действенный способ борьбы с наледью, его применяют во многих странах. Единственное, следует снизить её количество. Насколько я могу судить по Астане, они сейчас стараются переходить на другие реагенты. Обрабатывая разные магистрали, дороги, тротуары, площади от снега, они иногда используют просто песок, или уборка идет вообще без реагентов, — отметила ассистент профессора КРУ им. А. Байтұрсынұлы Гульнара Юнусова.

Подрядчики прокомментировали, что в зависимости от погодных условий местами тоже сыплют только песок, это в большинстве случаев касается тротуаров.

— Мы уже пробовали работать с противогололедным реагентом “Бионорд”, его стоимость 390 тенге, в то время как соль обходится в 39 тенге. Опытным путем мы выяснили, что действуют они одинаково. В “Бионорде” та же соль в составе, её там 50%, ещё есть щелочь. Дороже он только потому, что его на заводе изготавливают, а соль мы берём Аральскую, она дешевле. Реагент также будет влиять на окружающую среду, как и пескосоляная смесь, — сказал руководитель ТОО «ДК-Максат» Алмат Еслямов.

Песок, говорят подрядчики, применяется как абразив, а соль растворяет лед.

— Если бы была возможность, мы бы снег ловили на лету и вывозили, но не получается. Когда в городе снегопад, а потом мороз, машины накатывают колею на дорогах, всё превращается в большой каток, против этого мы и боремся. Не думаю, что пескосоляная смесь так катастрофична, — предположил аким Костаная Марат Жундубаев.

— Нет, но её засыпка идёт ежегодно, в течение десятков лет, следовательно, какой-то процент соли попадает в водный объект. Вы же снег вывозите, выгружаете где-то, он тает… — продолжила ассистент профессора КРУ им. А. Байтұрсынұлы Гульнара Юнусова.

— Наши снежные полигоны не находятся у реки, снег вывозится в поле, — подчеркнул аким.

— Тогда у вас идет локальное засоление почв, и это экологическое влияние, — сказала Юнусова.

Было решено взять анализ почвы на местах полигонов с наступлением тепла.

— Всё, что делается в зимнем содержании, это в первую очередь для безопасности. Мы никогда не хвалили работу подрядчиков, есть у них такая оплошность — не вовремя убирать за собой, с пескосоляной смесью они не успевают срабатывать. Но могу сказать, что сколько бы техники они не выпустили на улицы, за один день порядок навести всё равно не успеют, к тому же город превратится в одну большую пробку. Я каждый раз говорю о нашей позиции — главное безопасность. Прошу людей быть соучастными, убирать с дорог свои авто, чтобы технике было проще работать. А что касается «вреда», который якобы приносит соль, скажу так: пусть испортится обувь, сгниёт крыло у какой-то машины, чем кто-то погибнет, — заключил аким Костаная Марат Жундубаев.

Полина ЦИММЕР,
фото автора и Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77