Костанай и костанайцы Социум

Насколько доступны улицы и объекты Костаная для лиц с ограниченными возможностями?

Казахстан подписал Конвенцию о правах инвалидов в 2008 году, на законодательном уровне принял ее в феврале 2015. Тем самым наше государство взяло на себя обязательства по интеграции инвалидов в общество, предоставлению им доступной среды и исключению дискриминации.

На 2015 год 79% социальных объектов инфраструктуры в стране были недоступны для людей с ограниченными возможностями, адаптация требовалась почти 20 тысячам объектов. Какова ситуация на сегодняшний день в нашем городе? Есть ли положительные изменения? И на чем стоит заострить внимание?

Чтобы ответить на эти вопросы, корреспонденты «НК» совместно с костанайским блогером, инвалидом-колясочником Никитой Журавлёвым, регулярно освещающим проблемы людей с особыми потребностями, отправились в рейд.

УСТАЛ ОТ ОБЕЩАНИЙ

Встретились мы около здания отдела ЖКХ акимата Костаная и тут же столкнулись с первыми проблемами. Никита попросил нас зайти к чиновникам, чтобы написать жалобу на перевозчиков. Но попасть внутрь сразу не удалось, хотя пандус там есть. Преградой явились два высоких порога и двери. Как бы молодой человек ни пытался преодолеть их самостоятельно, ему все же пришлось прибегнуть к помощи посторонних людей.
Суть жалобы блогера состояла в том, что несмотря на многочисленные совещания, на которых Журавлёв присутствовал, и обещания все исправить, ситуация не меняется. Общественный транспорт для людей с инвалидностью все также труднодоступен.

– 25 марта на остановке «Казактелеком» водитель автобуса №448AI маршрута №24 сказал, что пандус примерз, и он не опустит его! Хотя на улице была плюсовая температура! Следом приехал другой автобус того же маршрута, в нем пандус был спокойно опущен. 23 апреля водитель автобуса №481AI маршрута №21 и вовсе сообщил, что не знает, работает ли пандус и что он вышел на маршрут первый день, поэтому не понимает, как им пользоваться. И таких примеров много. Я хочу, чтобы наши власти перестали верить пустым обещаниям и привлекли перевозчиков к ответственности, – поделился Никита.

ПРОБЛЕМЫ НА КАЖДОМ ШАГУ

После подачи жалобы мы отправились на прогулку. Первым объектом на пути оказался областной акимат, здесь созданы все условия для людей с особыми потребностями. А вот отношение было, мягко говоря, не очень. Полицейские на входе сразу начали нас выгонять. Конечно, не пускать посторонних – их работа, но ведь мы и не пытались пройти дальше пропускной. Проверить вместимость лифта нам, соответственно, не удалось.

Следующим местом посещения стал департамент комитета труда и социальной защиты по Костанайской области, расположенный по ул. Касымханова, 34. Уже направляясь по адресу, столкнулись с трудностями. Буквально каждая кочка для Никиты становилась большим испытанием.

Чтобы добраться до цели, нам пришлось несколько раз менять маршрут – где-то бордюр был слишком высоким, где-то яма большая. Это еще раз доказывает: передвижение по городу для инвалидов-колясочников занимает гораздо больше времени, чем могло бы.

Бордюры, которые путем спиливания адаптируют для удобного спуска, мы тоже проверили. Результат не порадовал, а в некоторых местах даже разочаровал. На перекрестке улиц Тәуелсіздік-Баймагамбетова парню пришлось развернуться и поехать в обратную сторону, потому что рабочие сделали спуск слишком резким.

– Раньше я проезжал здесь совершенно спокойно, так как к некоторым бордюрам уже приловчился. А сейчас не смогу, слишком опасно, – подметил Никита.

После долгого и сложного пути мы все-таки добрались к цели – месту, куда лица с инвалидностью приходят подтверждать и получать свою группу. Казалось бы, это здание должно быть эталоном правильной организации удобств. Увы, это не так! Подняться по пандусу Никите удалось без особых проблем, но дверь и порог здания опять доставили хлопот. Почему же он не нажал специальную кнопку, чтобы вышел охранник и помог? Все просто, от нее остался только значок, который указывает, что кнопка когда-то была. Такой же ситуация оказалась и в туалете здания: значок есть, а кнопки нет.

– Я только что ее сняла, чтобы поменять батарейки. Прямо перед вашим приходом. Сейчас куплю батарейки в ближайшем магазине и поставлю кнопку обратно, – попыталась оправдаться завхоз, дежурившая на первом этаже.

Выяснилось, что лифт тоже не работает.

– Он на ремонте, ждем запчасть из России. Могу показать вам все подтверждающие документы. Примерно 5-8 мая будет поставка. Сейчас же сами знаете, проблемы, санкции, и все такое, – добавила женщина.

Документы нам действительно показали. А вот с кнопками ситуация нехорошая. Я тоже являюсь инвалидом и был в департаменте еще зимой, кнопка отсутствовала уже тогда – ни на улице, ни в туалете. Пояснить что-то по этому поводу нам не смогли.

Главный корпус Костанайского регионального университета им. Ахмета Байтурсынова стал очередным объектом эксперимента. И здесь нас тоже ждал подвох. Здание оборудовано и кнопкой, и подъемником, с помощью которого можно попасть внутрь. Но чтобы добраться до нее, посетителю на коляске придется преодолеть высокий бордюр. Никита даже не стал пытаться этого делать, ибо подобная задача из разряда фантастики. Без человека, который может помочь, эта кнопка для инвалида бесполезна.

Но мы все-таки решили ее нажать. Через несколько минут появилась женщина-охранник с растерянным видом и явным непониманием, что делать в таких ситуациях, потом скрылась за дверями. Спустя несколько минут вышел другой человек. И так несколько раз. Через минут 20 работники университета все-таки начали манипуляции с подъемником. Еще через какое-то время им удалось его опустить. Но, как оказалось, подъемник был слишком узким для коляски, которую использует костанайский блогер. При этом Журавлев утверждает, что коляска самая обычная, стандартных размеров. Спустя 40 минут мучений сотрудники признались, что поднимать Никиту затея бесполезная и у них ничего не выйдет.

– Вы извините нас за неудобства. Специалист, который отвечает за этот подъемник, сейчас заболел, поэтому мы так долго не могли разобраться. А вообще в этом году будем проводить капитальный ремонт и поменяем местоположение подъемника. Нам скрывать нечего, ошибки видим и признаем. Сейчас пройдет тендер на ремонт, и мы все исправим, – пояснил завхоз КРУ Рамазан Жумагалиев.

Кроме объектов образования и госучреждений, мы проверяли и встречающиеся на пути магазины, аптеки. Самое интересное, что с предпринимателями проблем возникало гораздо меньше. Часть улицы Баймагабетова, в границах Тәуелсіздік-Гоголя, тому яркий пример.

Практически во всех ларьках и магазинах есть оборудованные пандусы или подъемники, человеку с особыми потребностями даже не понадобятся кнопки, условия созданы, чтобы он справился без посторонней помощи.

ВЫДУМАННЫЕ ПРАВИЛА

На часах было 17:00, наш рейд мы продолжили бы и дальше, но Никите пришлось вернуться домой.

– Извините, но мне нужно успеть на инватакси, я вызвал его к 17:30, так как позже водители отказываются ездить. И я искренне не понимаю почему. У многих в это время только заканчивается работа. Этот вопрос я задавал службе, но мне не показали ни одного документального доказательства этого правила. Еще один проблемный вопрос: водители инватакси отвозят только в социально важные объекты. Если я захочу поехать в кино, мне придется долго с ними ругаться и тогда, может быть, что-то и выйдет, – негодует наш герой.

Мы решили убедиться, а законно ли поступает перевозчик? Как оказалось, согласно правилам, развлекательные объекты не входят в перечень услуг инватакси. А время работы утверждается на момент подписания договора по госзаказу. Прискорбно, что костанайцы с инвалидностью не могут себе позволить выехать куда-либо вечером. Хотя один из пунктов Конвенции – отсутствие дискриминации. Разве это не нарушение?

Наша прогулка показала, что ситуация в городе оставляет желать лучшего. Людям с особыми потребностями по-прежнему даже в центральной части города трудно передвигаться самостоятельно. Конечно, изменения есть, но чаще они носят номинальный характер. Требовалось по закону оборудовать здание кнопкой и подъемником? Владельцы это внедрили, не очень задумываясь о том, а работает ли все, как положено. Сказали власти спилить бордюры, подрядчик делает это на глаз, не проецируя на человека. Тендер на инватакси разыграли, а о гибкости забыли. Так, может, пора уже работать в диалоге с особенными людьми?

Никита Журавлев уверяет, что все можно исправить, было бы желание. Он сравнивает Костанай с правым берегом Астаны, ситуация там аналогичная. Зато в новых районах столицы, по его мнению, созданы все условия для комфортной жизни инвалидов, и нам стоит на это равняться.

Сергей ЗАИКА,
фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77